Site icon Студреспубліка

Как у Студреспублики отобрали грант за… русский язык и Коцабу

13671922_1818425255043808_2078270230_nМинистерство молодежи и спорта решило отобрать честно выигранные на проекты Студреспублики деньги и передать более «правильным» организациям, ссылаясь на то, что мероприятие будто бы проходило на русском языке, спикером был журналист Руслан Коцаба и еще на ряд странных обвинений. Пока министр Жданов прячется от разговора с репрессированными организациями, давая понять, что министерство готово давить и дальше. В то же время, честные медиа, среди которых сайт «Страна.ua», провели собственное расследование.

Студреспублику уже не первый раз прессуют за наличие принципиальной, не конъюнктурной позиции относительно ситуации в Украине. Конечно, активность абсолютно независимой ни от кого организации не нравится власти, и всеми возможными и невозможными методами она пытаются нас «построить». Но пока еще свобода слова хотя бы формально есть, мы будем бороться за справедливость. Публикуем журналистское расследование Анастасии Пасютиной от 13 марта 2017г.

Министерство молодежи и спорта сначала дало Студреспублике грант, а потом перераспределило эти деньги между «правыми» организациями

Министерство молодежи и спорта регулярно проводит конкурс проектов среди всеукраинских молодежных и детских общественных организаций и выделяет им гранты на проведение различных инициатив. Победителем такого конкурса в середине 2016г. стала молодежная общественная организация «Студенческая республика» — грант от Минмолодежи она выиграла уже не в первый раз.

Но в первый раз конкурсная комиссия при Министерстве сначала выделила Студреспублике грант на сумму 350 тыс грн, а спустя полгода, в январе 2017г. — отменила свое же решение, а деньги перераспределила между другими молодежными организациями, в основном, «правой» направленности. Вокруг этого уже возник крупный скандал.

Как и почему так получилось, и по каким схемам выделяют гранты молодежным организациям в Украине — разбиралась «Страна».

Заклеймили за русский язык и Коцабу

Все началось летом 2016г. Конкурс проектов молодежных организаций оценивался по рейтинговой системе, и свои баллы Студреспублике были присвоены еще 3 июня, тогда же был приказ о выделении организации грантовых денег. На финал одноименного мероприятия Студреспублика — 260 тыс грн, на конкурс «Лучший студент Украины» — 90 тыс грн. В общей сложности 350 тыс грн.

По процедуре в начале бюджетного года, а точнее — в первые 15 дней после утверждения государственного бюджета-2017, комиссия должна была собраться снова и окончательно подтвердить свое же решение полугодичной давности о победителях конкурса и объеме финансовой поддержки. А помочь комиссии с решением должен был специальный мониторинг реализации проектов в 2016г.у, профинансированный фондом «Відродження». 

Так что в самом факте заседания комиссии ничего незаконного или подозрительного нет. Но дело приняло неожиданный оборот.

«В промежутке между Новым годом и Рождеством по решению министерства конкурсная комиссия собралась полутайно и устроила над нами настоящее судилище — по идеологическому и политическому признаку. Она сделала все, чтобы дискредитировать нашу организацию. Причем все это происходило без нашего ведома и присутствия», — рассказывает «Стране» глава Студреспублики Павел Викнянский.

Конкурсная комиссия среди прочего обвинила молодежную организацию в том, что одноименное мероприятие «Студенческая республика» летом 2016г. проходило… на русском языке.

«Во-первых, это клевета — мероприятие проходило в основном на украинском языке, но были люди, которые выступали на русском, а еще на английском и других иностранных языках, т.к. у нас было много заграничных участников, — комментирует Павел Викнянский. — А во-вторых, даже если бы мероприятие проходило на русском языке — и что? Это не запрещено законом. Даже в Конституции прописано, что «в Украине гарантируется свободное развитие, использование и защита русского (отдельно выделен этот язык), других языков национальных меньшинств Украины».

Помимо этого, в вину Студреспублике вменили появление на их мероприятии в качестве спикера Руслана Коцабы — журналиста, которого судили за призывы к украинцам не идти воевать в АТО. Студреспублика выступала в защиту Коцабы. В итоге, все обвинения с Руслана были сняты Апелляционным судом. Но, несмотря на это, по словам Павла Викнянского, на заседании комиссии Коцабу прямо назвали «предателем и государственным преступником» — а изменникам государственное финансирование не положено.

«Он действительно выступал у нас, с открытой лекцией о неудачах украинских Майданов — почему после революций украинцы в итоге живут еще хуже, чем до них. Это животрепещущая тема, и он имеет право об этом говорить, так как Коцаба был участником всех 3-х революций в Украине, начиная еще с т.н. «революции на граните» в 1990г., — комментируют в Студреспублике. — Оказывается, за то, что мы выполняли свою правозащитную функцию, боролись за человека, теперь нас государство самих подвергает репрессиям».

Не-ура-патриотам гранты не положены

Также Студреспублику обвинили в связи с молодой Политической партией «Республика», чье название созвучно с названием молодежной организации. Все из-за того, что однажды молодежная организация совместно с этой партией проводила митинг против повышения тарифов под НКРЭКУ — и то, митинг проходил без политической символики, утверждает Викнянский. «Хотя это вообще никакого отношения не имеет к конкурсу и грантовому проекту. А законодательством Украины не регламентировано не-финансирование общественных организаций, которые имеют какую-то политическую позицию, даже если они связаны с политическими партиями», — добавляет Павел.

Кроме прочего, лично главу Студреспублики осудили за то, что, выступая на круглом столе в 2014г., он заявил, что события на востоке Украины можно трактовать как гражданскую войну. Такое обвинение Павлу предъявил представитель организации «Громадський сектор Євромайдану», которая является партнером и подрядчиком фонда «Відродження», организатора мониторинга проектов молодежных организаций за 2016г.

«Это правда, и я от своих слов не отказываюсь. Да, это война с элементами внешней интервенции, это и глупому понятно, но все-таки важную часть конфликта составляет противостояние между гражданами Украины. И я еще 3 года назад сказал, что нам будет очень тяжело выбраться из этой ситуации. Ну, вот оказывается, так говорить нельзя общественным активистам и, в принципе, гражданам в свободной стране. Меня фактически записали во «враги народа». Я услышал в свой адрес от комиссии: «как такие люди могут работать с молодежью, если они называют события в стране гражданской войной» и т.д. Это полный идиотизм, нарушение всех политических и гражданских свобод, оскорбление достоинства и репутации», — считает Павел Викнянский. 

«Человек, презентовавший результаты мониторинга от фонда «Відродження» — некий Олег Слабоспицкий — не является членом конкурсной комиссии. А решение о приглашении кого-то на заседание комиссии по закону должно приниматься протокольно комиссией. Но такого решения не было — его вывесили на сайт Минмолодежи и спорта уже после скандала», — утверждает Викнянский.

Денежные же ресурсы, которые Минмолодежи отобрало у Студреспублики, перераспределили между «более патриотичными», по словам Павла, организациями — «правыми» или ориентированными на «правую» политическую идеологию. «Всего по грантовой программе молодежным организациям выделялось 7 млн грн. Но в результате этого судилища около 40% средств в нарушение рейтинговой процедуры было перераспределено в ручном режиме — в пользу организаций, которые называют себя национал-патриотическими. Так, из этих 7 млн порядка 1,4 млн получили организации «правой» политической направленности. Хотя комиссия не имела права этого делать — она обязана была заново проводить конкурс, чтобы перераспределять средства. А это выглядит как раздача пирожков. Мол, давайте этим 40 тыс грн дадим, они большие патриоты! Целых 5 млн грн выделили организации «Пласт» — вообще без конкурса», — говорит Павел Викнянский.

Такое решение комиссии Павел объясняет просто. В Министерстве молодежи и спорта есть отдел по национально-патриотическому воспитанию. Он взаимодействует с разными организациями — правыми, ультраправыми, — привлекает их на мероприятия и финансирует, если у них есть общественный статус.

«Нам даже не дали возможности ответить на все эти голословные обвинения от человека, которые даже не является членом комиссии и непонятно кем вообще были уполномочен нас в чем-то обвинять!, — возмущен глава Студреспублики. — А конкурсная комиссия, в свою очередь, приняла во внимание не нормативно-правовые, а оценочно-идеологические и политические факторы. Разве это не противоречит европейским ценностям, к которым мы все стремимся? Почему-то такого же придирчивого отношения к организациям, которые ведут себя «политически правильно», у министерства не возникло».

Что говорят в министерстве?

В Министерстве молодежи и спорта оставили без ответа вопрос «Страны» относительно причин перераспределения грантовых средств между близкими к «правым» организациями, а также о том, почему для перераспределения средств не был проведен новый конкурс. А также относительно политизированности причин, по которым у Студреспублики отняли финансирование.

При этом фактически в Министерстве снимают с себя ответственность за решение отобрать грант у Студреспублики и перекладывают всю вину на комиссию. «Решение об определении победителей конкурса принимается большинством голосов членов комиссии, присутствующих на заседании конкурсной комиссии, а не Министерством», — говорится в ответе Департамента молодежной политики Министерства молодежи и спорта Украины на информационный запрос «Страны».

Но ведь итоговую подпись под приказом о выделении гранта поставил министр Жданов. Причем всего спустя 2 дня после заседания комиссии.

Так, решение конкурсной комиссии датируется 4-м января 2017г. А Приказ Минмолодежьспорта — 6-м января (Приказ № 50 «Об утверждении перечня проектов, разработанных молодежными и детскими общественными организациями, для реализации которых предоставляется финансовая поддержка в 2017 году»).

К тому же, в Департаменте молодежи нам указали на то, что «рейтинг конкурсных предложений является основанием для рассмотрения вопроса об определении победителей конкурса и выделения финансовой поддержки, однако не является обязательной нормой для гарантированного выделения финансовой поддержки».

В Министерстве утверждают, что решение было принято без нарушений процедуры. И добавляют, что решение конкурсной комиссии является окончательным.

«Министерством молодежи и спорта Украины была соблюдена предусмотренная процедура проведения конкурса по определению проектов, разработанных молодежными и детскими общественными организациями, для реализации которых предоставляется финансовая поддержка, а потому отсутствуют основания для отмены решения комиссии от 04 января 2017г.», — сообщили «Стране».

Несмотря на это Студреспублика вместе с другими молодежными организациями обратилась с коллективной жалобой к министру Жданову еще до того, как он поставил свою подпись под решением комиссии, и попросили о срочной встрече. Но встреча так и не состоялась. 13 февраля с представителями ВМОО «Студенческая республика» [и другими активистами Украинского молодежного форума] встретился замминистра молодежи и спорта Александр Ярема. Но решение комиссии осталось неизменным.

«Мы собрали подписи не только тех организаций, которым тоже не дали ресурсы, а и организаций-победителей грантового конкурса с возмущением и протестом и критикой того, как у нас в стране реализуется молодежная политика под эгидой министра Жданова. Написали официальные претензии на министерство, но ответов нет. Либо чиновники не доносят это до министра, либо есть решение не реагировать. Может быть, он не желает ссориться с частью ультрарадикальных, ультраправых организаций либо организаций, которые толерантны к ультраправым. Но тогда возникает вопрос: зачем нам такое Министерство молодежи, которое не опекает молодежь, а занимается репрессиями, политическими расправами, решает свои личные вопросы и наверняка финансовые схемы, прикрываясь ура-патриотизмом», — негодует Павел Викнянский.

В Студреспублике намерены обжаловать решение комиссии в суде. В 2014г. организация уже выиграла похожий процесс против бывшего министра молодежи и спорта Дмитрия Булатова и доказала, что решение конкурсной комиссии было сфальсифицировано. В Министерстве молодежи уже пригрозили организации ответными исками.

Еще о скандале — Павел Викнянский: «Власть больна дебилизмом»