«Нужно долгое сверхусилие — длиною в жизнь одного или нескольких поколений»
Почему, если не мыслить, не ставить сверхцели, не совершать сверхусилия, невозможен мощный прогресс, невозможна справедливость и невозможна солидарность? Слово — украинскому философу, эксперту и Другу Студреспублики Михаилу Минакову [+ видео].
Накануне финала XXII Студреспублики-2020 на берегу Черного моря, в Скадовске, посвященного сверхусилиям ради прогресса и справедливости, к республиканцам с обращением выступил всемирно известный интеллектуал. Да,о сверхусилии как о животворном и искреннем приобщении к историческому и всемирному разнотравью идей и прогрессивных политических практик! Обязательно к вдумчивому просмотру и прочтению!
Добрый день, дорогие коллеги! Сегодня я хочу в коротком докладе дать ответ на вопрос: почему, если не мыслить, не ставить сверхцели, не совершать сверхусилия, невозможен мощный прогресс, невозможна справедливость и невозможна солидарность?
Итак, начнем.
«Сверхусилие — поверить друг другу»
Политика — это общение ради общего дела. Вот это общение в данном случае — это и разговор, и дискуссия, и борьба за определение этого блага, и достижение общего блага сообществом, которое понимает себя как некое политическое целое. Как республику, как общее дело.
Общее дело может быть навязанным одной из элитных групп, преследующих свои цели. Или же общее дело может быть действительно общим, связанным с консенсусом всех групп общества. В первом случае, общее дело определено в результате манипуляций. Во втором — в результате уважительного диалога.
Манипулятивное общее дело живет не долго — в Украине оно живет несколько месяцев — или лет — после очередных выборов, пока морок политтехнологий не развеется. И так — от выборов до выборов, от одного удачного политпроекта до другого. Но десятилетие сменяет десятилетие, а доступность качественных образования и медицины, справедливого суда, надлежащего и эффективного правления все меньше и меньше. Прогресс в нашей стране стал мерцающим, стал касаться все меньшей доли людей, все больше людей стало за пределами прогресса.
Но общее дело как консенсус, достигнутый в уважительном диалоге граждан, является именно тем, что может изменить ситуацию. Солидарность граждан из разных классов, этносов, конфессиональных, профессиональных и языковых групп может родиться именно в политическом диалоге и обеспечить прогресс — в науке, образовании, экономики, обществе.
С каждым годом возможность уважительного диалога граждан у нас все меньше. Для того, чтобы его начать нужно сверхусилие и долгая добрая воля. А в условиях войны, эпидемий, экономических кризисов, региональной фрагментации очень много оправданного недоверия и очень мало мотиваций для всестрановой надгрупповой солидарности.
Именно поэтому нужно сверхусилие — поверить друг другу, договориться об общей цели и идти к ней вместе.
И именно поэтому нужно долгое сверхусилие — длиною в жизнь одного или нескольких поколений.
Способность к такому сверхусилию показывает, готово ли политическое сообщество быть суверенным, способным принимать решения о своей коллективной судьбе. Или же сообщество будет мерцать в истории, устанавливая свое государство на время и отдаваясь в другие, часто имперские проекты.
«Попытки ограничить часть народов в доступе к прогрессу бьют по самим ограничителям»
Подтверждать свой суверенитет в современном мире приходится в ежедневном мышлении, согласованности и творчестве. Все эти три акта нуждаются в действующих правилах и организациях:
мысли нужна наднациональная наука (глобальная, всечеловеческая) и образование, ориентированное на индивидуальные цели,
согласованность поддерживается подотчетным, эффективным и некоррумпированным правительством,
а творчество отдельных людей, креативных коллективов, социальных групп и производственных компаний нуждаются в свободе от препон и экономической поддержке.
Так и получается, что отдельные индивиды и политическое сообщество в целом могут развиваться и получать блага прогресса во взаимной поддержке и уважении. В этой связи необходимо контролировать власть, основанную на консенсусном общем благе и ежедневно-длительно-эффективно действующей суверенности, использовать светлую сторону власти во благо человека и общества, и всемерно ограничивать ее темную сторону.
Абсолютная власть — это контроль над нашим общим временем. Как в пределах отдельного политического сообщества, так и в рамках человечества. Современная мир-система устроена так, что многие народы, страны Центра пытаются контролировать прогресс периферийных народов, подрывают их суверенитет и используют общее время других народов себе на пользу. Социальное время человечества дробится и движется с разной скоростью и в разных направлениях. В центре оно ускорено технологиями и сверхпотреблением, а в перифериях время течет вперед очень медленно, неравномерно, рывками. А общества-изгои вытесняются во времена обратного развития, демодернизации, регресса.
Однако попытки контроля и неравномерного распределения благ и бремени прогресса между народами приводит в средней и долгой перспективе к подрыву прогресса во всех странах, в т.ч. и в странах Центра. Демодернизация сначала съедает отдельные сектора экономики или науки ведущих стран, а затем подрывает и стабильность политической и социально-экономической систем в целом. Мы живем в то время, когда попытки ограничить часть народов в доступе к прогрессу бьют по самим ограничителям. Под ударом находится сегодняшний мир-системный Центр.
Нужно разнотравье — общее дело людей, поколений и народов!
И именно поэтому сверхусилие доброй долгой воли не может быть только волей одного отдельного политического сообщества (находится ли оно в Центре или на периферии). Долгий мир и стабильный, сбалансированный прогресс возможны как общее дело народов. Сверхзадача мыслящих и творческих людей сегодня — найти решения, которые позволят индивиду, малым группам, политическим сообществам и человечеству в целом развиваться вместе и справедливо.
Наш повседневный опыт учит, что такая сверхзадача — утопична. Племена всегда воевали друг с другом, и победитель — если выживал после победы — получал всё. Но кроме негативного опыта истории Антропоцена, т.е. жизни всех человечеств, которые были за последние миллион-полтора — а он показывает, что в прошлом сошли на нет несколько человечеств — у нас, последнего человечества есть дар мышления, способного соотносить цели (иногда утопические) с действиями (практикой), и недолгий опыт свободы и долгого мира. Вот этот вот длительный мир в отдельных, некогда постоянно враждующих регионах уже был достигнут. Тысячелетние враги в Западной Европе научились жить в мире и творить вместе. Именно этот положительный опыт — и опыт ошибок, срывов в войну и ненависть в других регионах — учит: творческое мышление, кажущееся в определенные моменты утопичным, может изменить условия жизни людей и всего живого на нашей планете к лучшему.
Только нужно усилие — длинное, не одноразовое, и доброе, поддерживающее жизнь, и не только человека.
Надеюсь, в диалоге и борьбе идей и проектов на этой Летней игре вам удастся найти то зерно мира и прогресса, которое прорастет у нас в Восточной Европе и присоединится к разнотравью идей и прогрессивных политических практик, порожденных другими людьми, поколениями и народами. Пусть ваши споры будут продуктивными и дадут вам возможность определить цель для своей жизни и для жизни других.