Мудрость сама в руки не дается, её нужно открыть,
пройдя путь, который никто другой не может
пройти за тебя, не может тебя от него избавить.
Марсель Пруст
Форум интеллектуалов разных стран мира, призванный возродить дух глобальной гражданственности, состоялся в Берлине. Умение рассмотреть в другом равного человека, уважать его, независимо от социальных, национальных, языковых и прочих особенностей, снова стало дефицитным качеством. Утраченный универсализм искали лидер республиканцев Павел Викнянский, философ Михаил Минаков, civic angel Наталья Шейко, журналист Константин Дорошенко, экс-руководитель Украинской школы политических студий Игорь Когут и др.
По случаю «серебряного юбилея», 25-летия Московской школы гражданского просвещения (почти всю четверть века носившей название Московской школы политических исследований) — гражданской институции, внесшей огромнейший вклад в дело просвещения граждан не только постсоветского пространства, но и всей Европы, а теперь еще и некоторых стран Азии и Африки –22-23 ноября 2017г. в столице ФРГ собралось больше 100 видных интеллектуалов, друзей и выпускников Школы со всего мира. Краткий конспект и размышления о дискуссии от Павла Викнянского – далее.
Организовала почетный, но вовсе не паркетный III международный форум«В поисках утраченного универсализма» сеть Школ политических исследований при Совете Европы, а приветственные обращения к участникам знаменательного гражданского события направили генеральный секретарь Совета Европы Турбьёрн Ягланд и германский президент Франк-Вальтер Штайнмайер.
«Мы живем, пока что-то создаем гражданское и нравственное»
По словам основательницы Школы, легендарной Лены Немировской в конференц-зале Фонда Конрада Аденауэра встретились «самые близкие люди» из 25 тысяч прошедших Школу. Не те, кто выбрали между карьерой и убеждениями слово «карьера», а те, кто ценит свободу – ведь ее, требующей социальной и гражданской грамотности, столько, сколько за нее можно бороться. Характеризуя ситуацию в мире, Лена отметила удручающий кризис доверия, рациональности, форм и методов принятия решений, которому возможно противопоставить лишь совесть, достоинство, долг перед обществом, активный гражданский поступок, критическое мышление. Ведь мы живем, пока что-то создаем гражданское и нравственное, пока мы в «обществе граждан», где звенит человеческая душа, где есть полезное «умение видеть другого».
Редактор The Financial Times, преподаватель ОксфордаДжон Ллойд (Великобритания) подчеркнул, что демократия – это прежде всего щедрость духа, работа с социальной солидарностью и сплоченностью. Что касается ситуации в журналистике, то авторитетный медиа-эксперт с сожалением заметил, что сейчас с помощью журналистики люди пытаются заработать много денег. Специфика и в том, что журналистика – это уже не профессия, а род ремесла, открытый всем и каждому. Ответственность же за постправду и фейки в мире прежде всего лежит на США, которые сами всё нарушили; на Западе тоже есть и фейки, и «желтуха».
Что же объединяет человечество в наше непростое время?
Препарируя универсалии, британский лорд, экономист Роберт Скидельски высказал мнение, что уважение к личности и центральное положение индивидуальности, личной свободы и свободы собраний, правового государства – это все-таки не общечеловеческие ценности, а так и не ставшие всеобщими западные (хотя элементы последних и присутствуют везде). И Россия (т.к. там господствовал крестьянский способ объединения), и даже Германия позже присоединились к западной «вечеринке». Сейчас мы наблюдаем, что центр мира переходит от США к Китаю, в отличие от Штатов никогда не стремившемуся к мировому господству, он хочет лишь быть одним из центров многополярного мира и ждет уважения.
Отдельно ученый остановился на основных вызовах современной, «эгоистичной» политической повестки дня на самом Западе (с к. 90-х — до перехода в популистскую политику): это народное восстание против универсализма глобализации, проявляющееся в процветании национализмов и несогласии с экономизмом, и полууголовное восстание против порядочной политики, или «второе пришествие фашизма». Член Британской академии отметил, что милитаризация – это не главный признак фашизма, в отличие от языка вражды, риторики преувеличений и фейковых новостей.
По мнению лорда, реально объединяющими для человечества являются следующие универсалии: 1) наука, 2) ответственность за планету и наш биологический вид, 3) уважение к международному праву.
Убеждения – это о том, как создавать мир, а не, как побеждать
Германский дипломат Рюдигер фон Фрич подчеркнул, что убеждения – это не о том, дают ли они вам гарантии победить. Описывая «дух времени», он с сожалением констатировал, что тех, кто ставит под сомнение национализм и логику конфронтации, высмеивают и делают их жизнь тяжелой.
Юрий Сенокосов, философ и сооснователь Школы, обратил внимание, что смысл Школы в рождении Понимающих. Что касается проблем насущных, процитировал папу Франциска о том, что наш общий дом в смертельной опасности. Одно из решений предложено в последнем отчете Римского клуба: нужно новое Просвещение, т.е. отказ от разобщенности и изоляционизма, что потребует реорганизации принципов науки и образования. А возрождение здравого смысла невозможно без философии.
«Историю нельзя начать сначала, в историю лишь можно войти. Центр мира, создаваемого с твоим участие – везде, а периферия – нигде. Не нужно соглашаться с теми, кто хочет смириться!», — манифестировал мыслитель.
Важнейшим для здорового гражданского общества является высокий уровень доверия между гражданами. «Доверие – это когда другая сторона ведет себя в соответствии с нашими ожиданиями», — разъяснял директор «Левада-центра» Лев Гудков. Говоря о проблемах с доверием в России (да и Украины это касается), социолог заметил, что это связано с милитаризацией и осознанным курсом власти на примитивизацию, когда режим старается понизить интеллектуальный уровень общества (характерные черты — идеал в прошлом, подавление публичного пространства и «роботизация» населения). Причины такого состояния России не только в социально-экономическом хаосе 90-х, но и в политике: именно расстрел парламента привел к милитаризации и I Чеченской войне.
Известный журналист Андрей Колесников, опираясь на серьезный пласт российских социологических исследований, развеял один из популярных стереотипов, что молодежь – это агенты модернизации: среди нее запрос на изменения самый низкий. При этом кадровую политику власти в РФ он саркастично назвал «восходящим мусоропроводом».
«Нужно больше делать, апеллирования к ценностям мало!»
Максим Трудолюбов, еще один знаменитый журналист, проанализировал огромное, ни с чем не сравнимое влияние советского проекта на весь остальной мир. Есть негативный ответ: появление фашизма как ответ на советский интернационалистский, антикапиталистический, гуманистический вызов. И позитивный ответ: уровень защиты трудящихся в СССР для избирателей других стран выглядел как тектонический сдвиг, но вполне реализуемый; это привело к появлению проекта государства всеобщего благосостояния как попытки примирения ценностей капитализма и человека труда. Сейчас продолжается разрушение старого мира противостояния Запада и просоветского блока, и вслед за самороспуском СССР теперь дробится и Западный мир. Людям нужно научиться отличать имеющиеся проблемы от фрустрации, переживаний за выход из зоны комфорта, от иллюзий о существовании сверхструктур, которые защищают универсальные ценности.
Историк-международник Василий Жарковвернул рамку глобальной ответственности, отметив, что «уничтожение мира атомной войной трижды теоретически невозможно, но практически осуществимо». Оказалось, что этот вызов все так же актуален, как и 30 лет назад, более того – он еще более актуализировался 3 года назад с началом российско-украинской войны (при чем, выход из нее не так прост, как кажется российскому правительству). Варваризация России, опирающейся только на силу, проявляется в отказе от понятий, важных в т.ч. и в советские времена: общее благо, равенство, мир. «Нам предстоит много работы над демократией и, слава Богу, что результат не очевиден», — резюмирует интеллектуал.
Общественный деятель Штефан Мелле (Германия) видит спасение в реинтеграции Востока и Запада, Севера и Юга, центра и периферии, в увеличении доступа к образованию. Для этого придется, снова-таки, выйти из зоны комфорта, убеждать и быть убедительными.
Нужно делать ставку на гражданское общество, уверен литовский политолог Витас Юрконис. Вообще нужно больше делать, апеллирования к ценностям мало. И что еще важно: никакого доверия не будет, если не станем верить сами!
В обсуждении с комментарием выступил лидер республиканцевПавел Викнянский, заметивший, что глобализация ставит перед каждым человеком вызов быть гражданином мира. И в этом контексте очень важно осознать, что «трещина» в мире — это прежде всего ответственность тех, кто продвинут, кто силён, кто знает, кто достаточно просвещен. Очевидно, что задающая тон в мире западная политика не всегда целостна и разумна, страдает формализмом и двойными стандартами – для «планеты сожительства» выход в возвращении диалогичности глобальным институтам, в обсуждении новых общих вызовов, например, возможных угроз искусственного интеллекта и трансгуманизма. «Слово без дела – мертво, а дело без принципов и ценностей – цинично и часто преступно», — подытожил Викнянский.
«Если не ставить сверхзадач, то реальные задачи не будут достигнуты»
Президент Европейского гуманитарного университета, академик Анатолий Михайлов (Литва) отметил, что слово должно нести эмоциональный накал – тогда оно достигает цели. Философ призвал всех общаться, усиливать друг друга, важно понимать, что никто за нас самих на мощные вызовы современности не ответит.
Политический философ, эксперт СтудреспубликиМихаил Минаков презентовал для Форума идею «Школы гражданского просвещения II ступени». Задача этой углубленной программы для 10-18 «людей доброй воли» будет состоять в возврате связности в объединенной Европе, возрождении Восточной Европы, противостоянии энтропии, которая теперь везде, и возвращении умения противостоять кризисам через опыт собственной деятельности. «Если не ставить сверхзадач, то реальные задачи не будут достигнуты», — обозначает планку именитый профессор.
Нужны социальная адженда и реабилитация политики
Генеральный секретарь Европейской ассоциации школ политических исследований Джек Хеннинг, выступая в начале второго дня Форума, развеял мифы об особой миссии национализмов: «30-е годы четко показали, что национальные государства не в состоянии обеспечивать защиту прав человека».
Известная испанская журналистка, экспертка финала Студреспублики-2015Пилар Бонет, анализируя ситуацию со свободой слова, заметила, что мы сейчас часто говорим об информации как о поле битвы. Чтобы этому противостоять, нужен глобальный фронт, кооперация журналистов.
Фредрик Эриксон (Швеция), директор Европейского центра международной политэкономии говорил об атомизации личности. Людям стало вообще непонятно, что они делают на работе — и они испытывают справедливое неудовлетворение от этого. Капитализм довел до того, что теперь непонятно, кто за что отвечает. Ответственность в современном «фэнтезийном» мире стала лишней!..
Предприниматель, экс-депутат Госдумы Сергей Петров отметил важную, призабытую максиму, что политика должна быть высокоморальным делом.
Дабы обратить внимание на огромную важность рефлексии, социальных факторов и политической практики, слово в прениях взял Павел Викнянский. «Мы можем начать восстанавливать доверие очень просто: нужно научиться доверять самое ценное, что у нас есть — опыт наших ошибок. Нам, украинцам, есть, что рассказать. Тут уместно вспомнить и о вековой годовщине Революций 1917г., Октябрь произошел, потому что первая за этот год революция не выполнила социальные задачи. Вот и у нас у всех крайне мало социальной адженды… Мы можем до бесконечности обижаться, какие у нас «неправильные», «нехорошие», «недумающие» люди, но они вот такие, какие есть, и мы тоже их часть. Мы должны умерить высокомерие и стать проще, ближе к «обычным» людям, понять, что они тоже граждане и научиться с ними разговаривать.
А еще, политики и политическое действие — это не нечто, чего нужно чураться. Политика — это тоже важная часть свободы, важная часть жизни гражданина. Нужно поддерживать тех, кто обладает политической волей и способен, иначе другие, наглые, нарванные, выигравшие в свое время жестокую мафиозную конкуренцию в 90-е, будут и дальше плевать на наши убеждения и представления».
Мышление – это победа над нигилизмом
Под занавес Форума была презентована замечательная книга «Опыт свободной жизни», написанная Андреем Колесниковым о жизненном пути основателей Школы Лены Немировской и Юрия Сенокосова и деле всей их жизни – гражданском просвещении.
Завершая событие, Юрий Сенокосов, обратил внимание, что все партии, оздоровившие Германию после нацизма, в своих названиях имели слово «демократическая». Оппонируя современным нигилистам, ищущим во всем «конкретный смысл» и посему отрицающим диалоговые форматы человеческой работы, Юрий Петрович процитировал выдающегося советского и грузинского философа Мераба Мамардашвили: «Когда мы убираем картинки, мы начинаем мыслить. Это означает, что наше мышление всегда гранично или на пределе. То что философы называют смыслом… это то, что никогда не реализуется в пространстве и времени. Смысл (а он всегда полный) не есть предмет, находимый в мире. Мы всегда должны мыслить посредством тех вещей, которые помещаем на границу, сопрягая на ней реальные события, и никогда не помещать их внутрь мира». Come on, дерзаем мыслить!