Проблемы израильского общества присущи сегодня многим странам, в пределах которых бок о бок живут разные этнические, конфессиональные и языковые группы. Поэтому так важно смотреть на современный Израиль как на любую другую страну мира, т.е. без предубеждений и предвзятости. Попробуем это сделать с автором книги «Современный Израиль. От замысла к жизни».
Почему еще одна книга про Израиль особенная?
Современному Израилю посвящено, наверное, больше книг, чем любой другой стране, будь то в расчете на душу населения или на квадратный километр. Что нового, казалось бы, можно сказать об этой небольшой стране в Восточном Средиземноморье? Именно так я отреагировал на просьбу своего японского издателя, вдохновленного успехом моей предыдущей книги, написать доступную читателю историю сионистского государства. Написал я ее, как и предыдущую свою книгу, в которой шла речь о иудейском сопротивлении сионизму, по-французски. Видимо, что-то новое сказать мне все же удалось, ибо с тех пор новая книга была переведена не только на японский, но и на английский и русский.
Новая книга, хотя в ней и используются материалы предыдущей, другого свойства. В ней представлены основные аспекты жизни израильского общества: от его этнического разнообразия до международных отношений. Кроме того, я постарался проанализировать причины непрекращающихся уже много десятилетий нападок на легитимность сионизма и созданного на его основе государства. Я приглашаю читателя взглянуть на современный Израиль не только с религиозной, исторической или геополитической точки зрения, а как на любую другую страну мира, т.е. без предубеждений и предвзятости.
Перевод на русский меня радует не столько потому, что это мой родной язык, сколько потому, что выходцы из Российской империи и, позже, Советского союза сыграли и продолжают играть важнейшую роль в становлении и развития современного Израиля.
Кратко о сегодняшнем Израиле
Во второй половине XIX в. в среде светской еврейской интеллигенции Центральной Европы произошло радикальное изменение самосознания, что позволило заложить основы сионизма, т.е. еврейского национализма. Преодолев влияние иудейской религии с ее традиционными ценностями и обрядами, сионисты вдохновились примером т.н. «малых народов», таких как венгры и поляки, боровшихся в те годы за самоопределение и независимость. Сионистское движение нашло непосредственный отклик прежде всего в Российской империи у подверженной европейским влияниям светской еврейской молодежи. Молодые энтузиасты из черты оседлости воодушевились программой построения нового общества, выдвинув из своих рядов бесстрашных первопроходцев в деле претворения ее в жизнь.
Мощный военно-промышленный комплекс, задача которого — производить и эксплуатировать ядерное и конвенциональное оружие, позволяет Израилю господствовать в своем регионе. Ни одна армия — даже коалиция армий соседних стран — не представляет для страны значительной угрозы. Доля Израиля на международном рынке вооружений превышает 10%, что никак не соотносится с размерами страны. Опыт ветеранов спецслужб и Армии обороны Израиля также стал важной статьей экспорта.
Хотя всех жителей Израиля можно легко разместить в каком-нибудь не самом большом китайском городе, значение этого государства и роль, которую оно играет на международной арене, едва ли сопоставимы с его размерами. Изучение истории и политики Государства Израиль, а также заложенной в нем идеологии сионизма, наводит на ряд принципиальных вопросов, в т.ч. и на вопрос о рациональности в политике.
Более того, многие политические движение на Западе относятся к Израилю как к передовому отряду судьбоносой борьбы против засилия ислама. Книга убедительно доказывает, что опыт Израиля служит примером для политиков, особенно правого толка, во многих странах современного мира, причем, не только в этой борьбе, но и в социально-экономической и внутриполитической сфере.
Противоречия политики Израиля: военная мощь не сделала жизнь безопаснее
С другой стороны, создание государства Израиль нельзя рассматривать в отрыве от идей антисемитизма, возникших в ответ на эмансипацию евреев и усиление их роли в современном обществе. И сегодня отношение евреев к Израилю определяется тем, видят ли они себя полноправными членами многонационального общества (как в США или Канаде) или, прежде всего, полагаются на защиту со стороны «своего» национального государства. Мнения евреев по вопросу об Израиле резко расходятся, так что представление о них как о нации, сплоченной вокруг израильского флага, всего лишь очередная вариация на тему о «всемирном еврейском заговоре».
Кстати, дискурс антисемитизма и отношение к нему немало изменились с того времени, когда почти полтора века тому назад в Германии было основана Лига антисемитов. Сегодня антисемиты не в моде, а их идеи претерпели неожиданные превращения. В свое время, всякий, кто утверждал, что все евреи принадлежат к народу иностранного происхождения, немедленно квалифицировался как антисемит. Сегодня же тот, кто высказывает предположение, что евреи разных стран не являются единым народом, моментально оказывается заклейменным как ненавистник Израиля.
В последний приезд в Израиль многие меня предупреждали, что гулять по Иерусалиму небезопасно: участились нападения на прохожих, — в основном со стороны отчаявшихся арабов-палестинцев, жизнь которых зашла в тупик. Происходит это на фоне «мирного процесса», во время которого на завоёванных в 1967г. территориях продолжается поселенческая деятельность. Поселиться там может выходец из Киева и Нью-Йорка, Парижа и Монреаля, но никак не выросший неподалеку араб, которого в эти поселения не берут. Спонтанные всплески гнева со стороны палестинцев, будь то нападения с ножом или умышленные наезды на автомобилях, напоминают израильтянам, что рядом с ними и под их властью живут миллионы людей, отброшенных как бы в иной мир и иную эпоху. Созданная поселенцами-сионистами ещё в начале прошлого века система раздельного развития (ее тогда так называли афрада, разделение) продолжает порождать возмущение и сопротивление среди местного арабского населения.
Выбор между интеграцией и обособленным развитием до сих пор остается решающим фактором для определения будущего Израиля, прежде всего, его внутренней безопасности. Именно от этого зависит, станут ли когда-нибудь улицы Святого города реально безопасными для всех.
Проблемы израильского общества присущи сегодня многим странам, в пределах которых бок о бок живут разные этнические, конфессиональные и языковые группы. Поэтому так важно смотреть на современный Израиль как на любую другую страну мира, т.е. без предубеждений и предвзятости. Хотя всех жителей Израиля можно легко разместить в каком-нибудь не самом крупном китайском городе, значение этого государства и роль, которую оно играет на международной арене, едва ли сопоставимы с его размерами. Изучение истории и политики Израиля, а также заложенного в него запала идеологии этнического национализма, наводит на ряд принципиальных вопросов, в т.ч. и вопрос о рациональности в политике.
Яков Рабкин — профессор истории Монреальского университета в Канаде, эксперт финала Студреспублики-2015 на Арабатской Стрелке. По приглашению издательства «Саммит-книга» и Студреспублики он представлял свою книгу «Современный Израиль. От замысла к жизни» в апреле 2016г. в ряде городов Украины.
«Вибір Ізраїлю: повинен бути ворог, щоб тримати державу разом», — Яків Рабкін
Чужий досвід може принести результат тільки після опрацювання власних проблем