Максим Гардус, один из ведущих аналитиков Студреспублики, рефлексирует по еще не остывшим следам августовской игры: «Молодежь, не способна к генерации новой идеологии в принципе. Молодежь может лишь активно следовать уже существующим».
Проблемной задачей финала Студреспублики-2010 была «Идеология будущего». Чтобы оценить итоги, нужно определиться с терминами: что такое идеология и как она возникает.
Идеология – краткая инструкция по построению
Что такое идеология и как ее искать?
Идеология – это картина желаемого будущего и пути его построения.
Идеология задумывается и реализуется в обществе, исходя из него и его же меняя.
Общество – система совместного долговременного проживания людей, объединенных общей деятельностью, политической, экономической, культурной и пр.
Таким образом, как можно классифицировать идеологии по отношению к обществу? В принципе, если сосредоточиться на главном, то идеология описывает превалирующую в обществе систему обмена. Чем? В первую очередь – материальными ценностями, властью, правами.
Социальная группа, получающая выгоду от этого обмена, и является носителем идеологии, ее защитником и реализатором. Хотя редко – разработчиком, большинство идеологий разработано учеными, а не практиками. Кстати, почти всегда – не принадлежащими к правящей социальной группе. В нашем случае таким субъектом может выступить Аналитический центр (фабрика мысли).
Следовательно, построение новой идеологии всегда складывается из нескольких этапов. Разной степени субъективности и объективности.
-
Анализ существующего разделения общества на социальные группы (СГ) – классы, сословия, касты и пр., с определением их иерархии. Подчеркиваю, социальных, а не гендерных групп! Принадлежность к последним, бесспорно, важна. Да вот только она не является основой для принятия политических решений! Не может быть идеологии женской, пенсионерской, молодежной и студенческой.
Говоря о разделении на СГ, нужно отталкиваться от признака, в соответствии с которым происходит разделение.
— родственные отношения
— отношение к военному делу
— происхождение
— религия
— обладание собственностью, в т.ч. на средства производства
— этнос, нация, раса
Некоторые современные мыслители предлагают новый признак – отношение к генерации информации (нетократы, креативный класс и т.п.).
-
Анализ системы обмена между ними (напр. брахманы дают всем СГ духовность, кшатрии – дают физическую защиту всем СГ, вайшьи – дают всем СГ корм).
-
Субъективизация: для какой СГ создается идеология? Это очень важный момент для понимания, особенно в разбалованной 20-ю годами воинствующего популизма Украине. Обычно ведь авторы идеологических построений и партийных программ хотят лицемерно «раздать сестрам по серьгам», утверждая мифическое равенство всех со всеми во всем. Путая при этом равенство в правах с равенством в социальных ролях.
-
Расстановка приоритетов. Идеология не может описывать государство всеобщего счастья и сытости. Она всегда описывает, по сути, систему распределения – кто и в какой степени сыт и почему.
Таким образом, идеология:
1) сначала именует ту СГ, которая, по замыслу проектантов, должна стать ведущей в системе обмена;
2) аргументирует этот приоритет миссией, целью и задачами правящей СГ по отношению к
а) остальным СГ;
б) задачами, стоящими перед обществом в целом;
3) описывает миссии, цели и задачи всех остальных СГ, их роль в системе обмена.
5. Описание ключевых различий между существующей и желаемой системы.
6. И только после этого становится реалистичным завершающий этап – создание программы действий, обеспечивающей переход от существующей системы к желаемой.
Таким образом, условия генезиса Идеологии определенны.
Эксперимент
Как известно, эксперимент — это метод исследования явления в управляемых условиях.
Отличается от наблюдения активным взаимодействием с изучаемым объектом. Обычно эксперимент проводится в рамках научного исследования и служит для проверки гипотезы, установления причинных связей между феноменами. Эксперимент является краеугольным камнем эмпирического подхода к знанию. Критерий Поппера выдвигает возможность постановки эксперимента в качестве главного отличия научной теории от псевдонаучной.
На финале Студреспублики-2010, как мне думается, был проведен эксперимент по созданию инкубатора, способствующего рождению новой идеологии либо выявлению текущей.
Каковы же результаты?
-
Первый шаг – самоопределения личности «Кто ты?». Важнейшей особенностью молодежи как категории является отсутствие четкой самоидентификации. Это естественно. Профессии нет, социальное положение не ясно, место в системе общественного потребления/производства не определено, собственности нет практически (а собственности на средства производства нет вообще), место жительства – переменная, семейный статус – отсутствует, религиозные взгляды, зачастую, эклектичны. Что уж говорить, даже национальность является вопросом сознательного выбора, а не данностью.
Отсюда – прямое следствие: на прямой вопрос «Кто ты?» одним словом представитель молодежи не может ответить.
-
Второй шаг – самоопределение группы – «Кто вы?».
Следуя из 1-го, ответить нельзя. Отсутствие осознания своих стратегических социально-политических интересов делает невозможным соотношения с какой-либо стратой (либо создание/наименование новой). Соответственно, невозможна артикуляция интересов этой страты – т.е., идеология.
В данных условиях представляется очевидным, что определиться с идеологией исходя из инструментарного подхода (т.е. описания пути достижения социально-политической гегемонии своей стратой) невозможно.
-
Исходя из указанных факторов идеологическое самоопределение происходит по трем путям.
1) Маркетинговые идеологии. Основой псевдоидеологической самоидентификации этой (самой многочисленной) группы молодежи является ориентации на определенный сегмент производимых массовым рынком товаров. В том числе:
Музыкально/легкопромышленных – реперы, эмо, клаберы, металлисты, панки и пр.
Спортивных – скейтеры, велобайкеры, роллеры и т.д.
Игровых – пейнтболисты, квестеры, ролевики и пр.
Можно продолжать долго. Однако очевидно, что политически эта категория обречена быть объектом управления, т.к. основой их самоидентификации являются не реальные социально-политические интересы, а «легенды» брендов, разработанные маркетологами. Т.е., это внушаемые, ведомые люди. Этатисткий характер абсолютного большинства т.н. «молодежных субкультур» и есть средством, деполитизирующим их носителей.
Не осознавая свои интересы, они не способны их систематизировать, вербализовать, транслировать, навязать, сделать господствующими — т.е. создать Идеологию. В итоге, цель добиться гегемонии для своей группы – даже не ставится.
Роль данной категории на Студреспублике
На финальной Студреспублике, как и «большой политике», данная ситуация была воспроизведена – последователи маркетинговых идеологий (субфестеры) стали «мясом» для своих политически активных товарищей, никакой роли, кроме бюллетенебросания, митингокричания и листровкочитания не сыграли.
В конце концов, очевидно, что самоизоляция от политических процессов не более чем иллюзия: «Жить в обществе и быть не зависимым от него — невозможно».
2) Имитационные идеологии.
Примеры самоидентификаций: скинхеды, экотеррористы, феминистки, анархисты, религиозные фанатики и т.д.
Данные течения не являются идеологиями в определенном нами смысле. Хотя, на 1-й взгляд, имеют множество из указанных признаков.
Однако, есть ключевое различие – самоидентификация происходит НЕ на основе жизненно важных интересов реального гражданина с набором вполне реальных социальных и политических потребностей. Вместо этого самоопределяется выдуманная псевдоличность (айдентити, по В.Пелевину) – не имеющая физического тела, собственности, места жительства и семьи. А вместо них обладающая множеством привлекательных черт: героизмом, бескорыстием, жертвенностью, лидерстовом и т.д.
Соответственно, и стратификация героических псевдоличностей происходит в соответствии с интересами выдуманного сообщества – арийцев, экологически сознательные граждан, истинных мусульман, ущемленных женщин и т.д.
Отсюда – система псевдовзглядов, исповедуемая несуществующими псевдоличностями, состоящими в псевдостратах – это имитация идеологии.
Тем не менее, это группа намного более политически активна и, при определенных условиях, способна получить значительное влияние даже в мирное время.
Это обусловлено несколькими преимуществами этой категории:
А) Наличие, понятной и привлекательной Картины будущего. Более того, зачастую картина будущего у имитаторов четче и понятнее, чем у традиционных идеологий (либерализма, национализма и социализма).
Б) Наличие Плана действий по достижению картины будущего. При чем, план действий понятного, и, что важно, указывающего место на баррикаде для КАЖДОГО. В этом, кстати, важное отличие, опять же, как от традиционных, так и от маркетинговых потребительских идеологий. В них место и ЛИЧНЫЙ план действий по достижению картинки будущего крайне размыты.
Роль данной категории на Студреспублике
На финальной Студреспублике-2010 именно эта группа (представленная «Устойчивым развитием») добилась успеха.
Во-первых, в формулировании своей Идеологии.
Во-вторых, в захвате власти (победа на президентских выборах).
Но, что, кстати, характерно и для большой политики, пройдя через череду расколов.
3) Мимикриционные идеологии.
Мимикриционные идеологии – это образ жизни и мышления 90% т.н. политически активной молодежи, объеденной в политические, а в особенности – в припартийные организации.
Идеологическая самоидентификация у представителей этой группы происходит наиболее быстро, эффективно и логично. Единственный фактор, определяющий выбор – конъюнктурные соображения.
Конъюнктурное соображение первого типа – уровень поддержки данной идеологии на данной территории в данный предвыборный момент.
Конъюнктурное соображение второго типа – возможность занятия интересующей позиции в партийной структуре в конкретный промежуток времени.
Конъюнктурное соображение третьего типа — возможность получение материальных благ, декларируя данную лидирующую (либо, напротив, оппозиционную) идеологию.
Главные политические преимущества представителей данной категории:
А) Наибольшая устойчивость и гарантированное самовоспроизводство.
Б) Высокая свободы в выборе средств для достижения цели.
В) Наибольшая мобильность в выборе декларируемых позиций и лозунгов.
Однако есть и недостатки. При обеспеченности прямого общения с представителями мимикриционной идеологии представителей 1й и 2й категории, да и рядовых избирателей, у них возникает чувство гадливости.
Роль данной категории на Студреспублике
На финальной Студреспублике-2010 наиболее яркими представителями мимикриционной идеологии были 2 проигравших кандидата в президенты. Оба неоднократно меняли декларируемую идеологию ради достижения поставленных карьерных целей. Понятно, что смысла говорить о возможности генерации новой идеологии в указанной среде нет абсолютно.
Генерация
Отдельным пунктом в итогах Студреспублике нужно отметить генерацию идеологии 2-го типа (демомонархии). Однако, по ряду причин она не нашла (и не искала) сторонников – оставшись, по большому счету интеллектуальной игрой.
Выводы
-
По указанным причинам такая категория, как молодежь, не способна к генерации новой идеологии в принципе. Молодежь может лишь активно следовать уже существующим.
-
Генерация идеологий в искусственных условиях невозможна. И вызревают они внутри страты по мере осознания своих интересов, после чего вербализируются пророками.
-
Тем не менее, победа идеологической категории 2 над 1 и 3 свидетельствует, в частности, о том, что потребность в ясной картинке будущего в обществе все же есть – а значит, есть стремление и воля к управлению будущим.
Хочеш висловитися? Всі спілкуються тут