Обществу граждан — гражданское просвещение.
17–18 октября 2016г. в Берлине прошел ІІ международный форум «В поисках утраченного универсализма». Ассоциация школ политических исследований при Совете Европы собрала интеллектуалов для глубокого разговора о роли гражданских усилий в возрождении духа 1946–1950гг. Подробности обсуждения проблем коррупции, миграции, национализма, вопросов исторической памяти, дихотомии войны и мира, свободы и безопасности — далее.
Мы забыли о том, для чего европейский проект…
После двух мировых войн возникло универсальное правосознание, которое нашло выражение в основополагающих международных документах: Всеобщей декларации прав человека ООН, Уставе Совета Европы, Европейской конвенции по правам человека. Сегодня пропагандистская политизация достигла опасной черты, а накопившиеся противоречия находят выход в непрекращающемся насилии. Из когда-то созданных международных институтов исчез дух универсальности. Идея гражданского космополитизма стала чужой даже для европейского сообщества. Однако и в условиях нарастающих проблем главным достоинством Европы остается сила ее гражданских обществ. Их разнообразие и динамизм настолько же важны, а иногда и превосходят по значимости законы, нормы и договоры, скрепляющие ЕС воедино. Именно сейчас важно активизировать гражданское гуманитарное пространство.
Президентка Ассоциации школ политических исследований, генеральная секретарша Совета Европы (1989–1994гг.) Катрин Лалюмьер отнесла к актуальным современным проблемам кризис демократии, которая обязательно должна подразумевать содержательность. Противостоит ей «демократура», когда настоящую власть народа и верховенство права подменяют такой народной поддержкой, которая включает и нарушение основополагающих свобод. Свидетельство этому повторный рост националистических идей, который несет Европе огромную угрозу, отрицая характеризующие европейский проект дух открытости, любознательности и веры в неизбежный прогресс. «Мы забыли о том, для чего европейский проект, говоря об институтах, но не о том, для чего они», в итоге мы имеем «холодность, фригидность Европы без видения будущего. «Вне социального контекста не выражают любви, а если же демократия без души — она умирает», — рефлексировала г-жа Лалюмьер.
Руководитель директората политического планирования
Потерянный универсализм д-р Альваро Хиль-Роблес, президент фонда Valsain и комиссар по правам человека Совета Европы (1999–2006гг.), нашел в проблеме идентичности: «Какую Европы мы видим, чтобы ее могли унаследовать наши дети?» Мы переживаем времена искушения антиценностями, которые пошли от компромисса в вопросах безопасности. Какой же выход? По мнению известного испанского политика, главное — вместе жить и делиться, наполнять ценности жизнью, смыслом, а это заключается в том, что «разговор о ценностях — это не теоретическое умствование, это разговор о будущем».
Российский политик-демократ, выступивший не просто резко против империалистической, антиукраинской политики, но и смело предавший достоянию гласности факты участия российских военнослужащих в войне на Донбассе, Лев Шлосберг говорил о кризисе политического лидерства, ведь сегодня большинство политических лидеров являются обычными потребителями ценностей демократии и свободы, не совсем понимая, из чего эти ценности выросли, как были выстраданы и как нужно заботиться о том, чтобы они сохранялись.
Юрий Сенокосов, сооснователь Школы, манифестировал, что, несмотря на большие сложности, Просвещение продолжается. И хоть в мире становится всё больше всего искусственного, а чем его больше, тем сложнее жить, но выход в простых вещах: гражданском диалоге и гостеприимстве. Разоблачая популизм в европейской политике, философ подчеркнул, что сила демократии не во власти всех, а в свободе всех.
Борьба с коррупцией не должна быть «вещью в себе»
После состоялась панель, посвящённая коррупции, модерировала ее российская общественная деятельница, вице-президентка Transparency International Елена Панфилова. Признанная специалистка по антикоррупционной деятельности заметила, что среди угроз эффективной борьбы с этой «язвой общества» — профессионализация этой гражданской сферы, т.е. когда борьба с коррупцией, соответствующие разоблачения становятся просто работой. Своим опытом борьбы с коррупцией делились гражданские активисты из Великобритании, Франции, России, Норвегии. О важности воспитания духа неприятия коррупции среди молодежи говорила Анна Анковска, членкиня правления международной организации Anti Corruption International. Норвежский эксперт Индра Оверланд подчеркнул, что стремительное развитие IT-технологий (в первую очередь свободный доступ к «большим данным») фактически открывают новую эру транспарентности власти — уже сегодня коррупционерам невозможно скрыться от глаз общественности и СМИ («панамский скандал» — лишь одна из иллюстраций такого тренда).
Участник из украинской делегации, политконсультант Александр Копыл выступил с комментарием, что борьба с коррупцией сама по себе (без комплексной программы преобразования общества) является вредительством, т.к. разрушает хоть и плохую, но действующую старую систему (коррупция в ней, как «смазка», которая помогает механизму работать), а новой, альтернативной системы не строит — и новейшая украинская история это прекрасно демонстрирует.
Вместо торжества Большой свободной Европы — демодернизация и марш новой архаики?
В следующей панели о национализме и миграции особо выделим украинского философа, профессора, эксперта Студреспублики Михаила Минакова. В своем докладе он заметил, что за последние годы Европа оказалась в мире партикуляризма (атомарности, разделения на частности). Свидетельством этому не только «поправенее» европейской политики, но и формирование нового пояса авторитаризмов от Анкары до Москвы, режимы которого усиливают друг друга. Вместо Интермариума демократий мы получаем между Белым и Черным морем Междуморье несвободы, где националистические партии получают все больше голосов. Воображение играет ключевую роль в сегодняшних политических процессах и идентичности становятся едва ли не главными ценностями, причем идентичности европейца и, например, венгра — противопоставлены.
Сегодня, по мнению Михаила Анатольевича, Большая Европа (от Дублина до Владивостока) либеральной демократии исчезла из повестки дня — дай Бог, ЕС спасти. К этому негативному тренду следует добавить еще тренд демодернизации в Европе, где все меньшую роль играет политическая и экономическая рациональность. И третий характерный тренд нынешней Большой Европы — это новая архаика, когда крайние консерваторы пытаются создать свой проект Антиевропы. Сегодняшнее восстание национальных элит — это ответ евробюрократам, при этом партикуляристы задают тон, а в Европе, которая стремилась к отмене границ, строят новые стены. В тоже время, следует вспомнить, что ХХ в. дал немало институциональных находок, как-то ООН и ЕС, и хоть сейчас они дают сбой, нам следует искать, больше вовлекаться в международное политическое творчество, а не сдаваться.
Павел Викнянский, лидер республиканцев Украины, выступил с комментарием, в котором заметил, что политики и эксперты недостаточно внимания уделяют анализу социально-экономических причин потери универсализма в Европе, ведь первый мощный конфликт в ЕС был вовсе не мигрантский, и не Brexit, а Grexit и референдум ‘Οχι. Отсутствие настоящей солидарности внутри ЕС очень четко продемонстрировало равнодушие структур и Евросоюза, и государств, в него входящих, к просьбе Греции активно содействовать в разрешении ее долгового кризиса. Такой стиль власти показал, что настоящую, прогрессистскую ответственность ЕС не готов на себя брать, а, по большому счету, все будет, как и ранее. Естественно это унизило греков, а евроскептикам и сочувствующим по всему ЕС дало громкий сигнал, что критика европейских порядков справедлива, сложившийся политический мейнстрим действительно не в состоянии решать актуальные запросы граждан всех стран ЕС.
Канцелярит, скука евробюрократов, — заметил Викнянский, — жалки в сравнении с энергетикой политического творчества, которое демонстрируют антимейнстримовые партии в Европе (что заметили, кстати панелисты). Потому критиков существующих порядков, но не ксенофобов, в ходе поиска новых форм сожительства возможно стоит допустить во власть.
Михаил Минаков на это ответил, что «декаданс сытых и привел к тому, что мы встретились с теми, кто не-декадент. И эта иррациональная группа молодых, задорных и не очень-то образованных и ведет к этим партикуляризмам, т.е. к обратной стороне универсализма». Наши надежда и задание — вернуть проекту Большой Европы привлекательность!
Нынешняя международная политика — это о войне и мире, не о развитии
На следующий день участники форума снова работали в рамках панельных дискуссий, но уже по секциям. В частности, обсуждали тему «Войны и мира». Британский профессор-международник, военный эксперт Кристофер Кокер, известный своей позицией о том, что война — это естественное состояние человечества, сразу шокировал многих присутствующих заявлением, что войны продолжаются, ибо все еще вдохновляют людей. Человечество ведь всегда воевало и делало это весьма изобретательно.
Главред журнала «Россия в глобальной политике», директор по научной работе Международного дискуссионного клуба «Валдай» Федор Лукьянов заметил, что нынешняя международная политика — это о войне и мире, не о развитии. Из особенностей дня теперешнего, эксперт отметил роль киберсферы, которая идентична ядерной сфере во времена Холодной войны, а также то, что в риторике официальных структур появился троллинг, т.е. из соцсетей перенесся тип безответственной коммуникации. «За словами сейчас ничего не стоит, но за них приходится отвечать», — подчеркнул политолог.
Российский политический аналитик-демократ Николай Петров в ответ на вопрос Павла Викнянского об ответственности интеллектуалов за политику вражды и за недостаточные усилия для продвижения мира, заметил, что в современной России настоящих интеллектуалов практически нет, вместо них — интеллектуальная номенклатура. Нет площадок, нет механизмов воспроизводства таких граждан.
Практика гражданского диалога и гостеприимства как альтернатива «конца Европы»
Финализировал форум редактор The Financial Times Джон Ллойд (Великобритания), в качестве ориентиров возрождения универсализма, в частности, предложивший прозрачность, двигающую нас к новым нравственным устоям, и продолжение борьбы за права дискриминируемых людей (ЛГБТ и пр.).
Ну, и конечно, как без неформальной части! Чудесный Берлин радовал приятной осенней свежестью, вдохновляющим порядком и безукоризненной чистотой, шикарным пивом и атмосферой принятия разнообразия мира, как он есть. И каким он был. Могила великого Гегеля совсем рядом с могилой другого немецкого философа Фихте на аккуратненьком, милом кладбище. Отсутствие монструозности видели воочию, потому подтверждаем. Как свидетельствуем и здравую политику исторической памяти: памятник Марксу и Энгельсу находится на одной из центральных улиц — внимание! — Карл-Либкнехт-штрассе, эта та, что продолжает главную улицу Унтер-ден-Линден.
Из резюмирующего. Мы живем в эпоху глобализации и одновременно в период глобального кризиса, когда все известные подходы — экономические, политические, культурные — для преодоления нарастающих кризисных явлений и порождаемых ими конфликтов практически не эффективны. Идет ли речь о кризисе в финансовой сфере, беженцах, экологии, гонке вооружений. Стоит вопрос, найдется ли в этих условиях интеллектуальная альтернатива кризису? Дискуссия во время форума скорее подтвердила гипотезу организаторов: это гражданский диалог и гостеприимство, учитывая, что общение может навязываться пропагандой, т.е. быть принудительным, а гостеприимство исключает принуждение. Лозунг гражданского просвещения: мы учимся понимать и доверять.
В настоящее время, когда Европа переживает трудные времена, форум стал попыткой построения моста между гражданскими обществами Востока и Запада и средством ведения гражданского диалога на континенте.