Site icon Студреспубліка

Нам нужен скептицизм ума и оптимизм воли

Мир в кризисе, человечество «застряло», турбулентность стала повседневностью — но что же делать? Поиску ответов на сложнейшие вопросы был посвящен международный форум «В поисках утраченного универсализма», уже в 5-й раз собравший в Берлине ведущих экспертов/к и гражданских лидеров/к со всей Европы, в т.ч. украинских республиканцев. Активнейшее участие в собрании приняли Павел Викнянский, Михаил Минаков, Александр Щерба, Олег Слизько, Андрей Круглашов, Георгий Чижов, Полина Лаврова, Алексей Гиренко и др.

Стремление к диалогу, миру и прогрессу на нашей планете — это единственный путь в общее позитивное Будущее. Именно поэтому для Студреспублики, организовывающей сильнейшие диалого-дискуссионные гражданские проекты в Украине, столь важно быть непосредственной частью панъевропейской и всечеловеческой содержательной коммуникации. Вашему вниманию сжатый конспект увлекательной и полезнейшей дискуссии.

Организовала международный форум, состоявшийся 27–28 ноября 2019г. в столице Германии, в Фонде Конрада Аденауэра, сеть Школ политических исследований при Совете Европы.

Берлин встретил нас пробками. Мы стали невольными свидетелями прямого социального действия: немецкие аграрии, приехав в столицу, на, как нам говорили берлинцы, 7 тыс. тракторах, интенсивно забивали трафик на центральных магистралях мегаполиса, манифестируя таким образом несогласие с аграрными инициативами власти. Какой контраст с Украиной, где штурмовщина с земельной дереформой сопровождается вместо жесткого протеста его имитацией!

«Мы верим, что стены не должны воздвигаться»

В ноябре Германия и вся Европа отмечали 30-ю годовщину падения Берлинской стены, эта дата и стала главным фокусом всего форума, а его проблематизацией — что ожидания от демократизации в результате этого события… не оправдались.

Основательница Школы, легендарная Лена Немировская в своей приветственной речи отметила, что «быть современным — это значит рассуждать серьезно, что такое гражданская активность». Школа же — это попытка создать в мире условия для публичной мысли, она не дает содержания и нет конкретного механизма, как этому научиться, но она помогает почувствовать, что нам предстоит большая внутренняя работа. Важно помнить, что мы — не одни в мире, взгляд на социальную реальность и на связь с другими — это тоже важно для Школы. Гражданское общество нельзя измерить социологическими инструментами: особое состояние гражданственности, которое противится всему несправедливому, ограничивающему человеческую свободу, возникает и может больше никогда не случиться.

Прямое отношение к появлению Школы имеет нынешняя президентка их всеевропейской ассоциации при Совете Европы, а четверть века назад — руководительница Совета Европы Катрин Лалюмьер, которая обратилась со специальным письмом, зачитанным генеральным секретарем Ассоциации школ Джеком Ханнингом. Хотя европейцев справедливо критикуют за колониализм и высокомерие, но следует помнить, где были сформированы и отточены универсальные гуманистические ценности и свободы; «по всему миру ждут именно от европейцев решений, имеющих силу не только для самих себя, но и для остальной планеты», — важный акцент обращения политикессы.

«Мы верим, что стены не должны воздвигаться», потому гражданскую ответственность необходимо «ставить в центр гражданского общества» — оппонировал современным тенденциям фрагментации, разочарования и популизма редактор The Financial Times Джон Ллойд.

Продолжил дискуссию представитель офиса президента ФРГ Томас Баггер, отметивший, что европейцы недооценивали потерю доверия к Европе (в т.ч. из-за «Арабской весны»). Крым и Донбасс стали поворотным моментом, когда вдруг стало понятно, что мир — совсем другой и наши ожидания не оправдались, ведь снова границы в Европе меняются с помощью оружия. Чтобы вернуть доверие, европейцам нужно соответствовать собственным стандартам, а не поучать всех в мире.

Необходимо помнить о правиле, что мы имеем право на собственное мнение, но не на собственные факты. Главный урок 89-го, по мнению немецкого дипломата, в том, что неожиданное может произойти, объединение Европы — это нечто unthinkable, невообразимое.

 

 

 

 

 

 

Как устоять в водоворотах повседневности? Юрий Сенокосов, философ и сооснователь Школы, советует руководствоваться, вслед за Мамардашвили и Грамши, «скептицизмом ума и оптимизмом воли». Интеллектуал заметил важный момент, что, кстати, гражданское общество и при советской власти было, хоть и строилось по военной, институциональной иерархии — эта система во многом до сих пор сохраняется. Но методы господства стали тоньше: нам не приказывают, но подводят к подчинению.

«История на автопилоте никогда не летала»

Известный журналист Константин фон Эггерт открывал панель, посвященную проблемам международных организаций, заявив, что реформа ООН назрела, но при этом непонятно, что делать с деструктивными державами и на каких новых принципах строить международные организации. В современных условиях, отметил эксперт, конфронтация значит, что вы проиграли, что другие задают тон.

Лайла Бокхари, бывшая замминистерка иностранных дел Норвегии, подчеркнула, что без визионерства невозможно развитие, а такие важнейший вызовы как изменения климата должны стать основой для глобальной солидарности. Еще одной характеристикой времени стало недоверие к лидерам, которых мы же сами и выбрали. На примере своей страны она рассказала о поддержке мультилатерализма, важной и конструктивной роли, которую могут играть малые страны в глобальной политике — в противовес эгоизму «великих держав».

«История на автопилоте никогда не летала, будущее не определено», — отметил шведский дипломат, посол Фредрик Лойдквист. В этом смысле поражает витальность и отвага гражданского общества в Украине и Грузии. Худшее же, что с нами может произойти, — это фатализм: в первую очередь, нужно страшиться самого страха, пессимизма. А значит без доверия — никуда, а оно может возникнуть только в полевой работе, «на земле».

«Грета Тунберг уже никуда не денется»

Без экивоков начала свое выступление общественная деятельница, руководительница российской Transparency International Елена Панфилова, заявив, что «все эти разговоры об авторитаризмах, недоавторитаризмах, популизмах, протоупыриных режимах, упыриных режимах — это ничто иное как всего лишь дымовая завеса для системной коррупции: просто люди скрывают возможность стать богаче за время нахождения во власти — и им за это ничего не будет, а потом через «вращающиеся двери» выйти в бизнес и через 4 года вернуться во власть». И да, люди, которые выбирают подобных — сами хотят себе такую же участь…

Что касается международных организаций, то по мнению видной антикоррупционной активистки, они направлены на сохранение статус-кво, при этом все развитие выглядит как ремонт, как исправление ошибок: мы латаем лоскутное одеяло, доставшееся нам из прошлого, но не кроим новое одеяло, договорившись на каких ценностных основах оно фундируется. Нужно осознавать, что «Грета Тунберг уже никуда не денется», в то же время гражданская активность требует самоотверженности, ведь «ужас, если в организации спрашивают, когда будут визитки».

В рамках форума также состоялась фотовыставка рабочих профессий, на которой экспонировались замечательные фотографии рабочих из разных стран мира, собранные под руководством журналиста и аналитика Юрия Лобунова.

Павел Викнянский, лидер республиканцев Украины, принял активное участие в обсуждении презентации выставки, акцентировал внимание на классовой борьбе, поставив буквально на наших глазах протестующих в Берлине немецких аграриев в пример постсоветским трудящимся, украинским селянам: «Мы видим прямое социальное действие — защиту трудящимися собственных прав. Там, где присутствует массовый социальный конфликт, где он в законном поле легитимизирован, есть пространство для кросс-классового сотрудничества, те страны более эффективны.

За последние десятилетия совокупное количество рабочего класса в мире выросло (за счет Китая, Индии, Пакистана, Бангладеш и т.д.). Да, оно уменьшилось в странах т.н. «золотого миллиарда» и таких странах полупериферии, как Россия, и совсем периферии, к которой начала относиться Украина, но одновременно тут становится больше прекариата — при этом классовые противоречия не снимаются».

Единственный принцип журналистики — правда

Известная испанская журналистка, корреспондентка El Pais, экспертка финала Студреспублики-2015 и ЗиСР-XI Пилар Бонет, подчеркнула, что для судеб мира не меньшее значение, чем 1989-й, имеет 1991-й (развал СССР), т.е. Европе не стоит так концентрироваться на себе, слишком акцентируя на падении Берлинской стены. С тех пор на самом деле в мире появилось много новых стен: например, чтобы добраться в Москву из Киева, вам необходимо лететь через Минск.

Как отметила спиерка, есть универсальное, общечеловеческое стремление к правде, свободе, демократии, но осуществляется оно по-разному в разных странах. Журналистика же обязана исповедовать единственный принцип — сообщение о правдивых событиях: сапожник будет существовать до тех пор, пока мы вынуждены пользоваться обувью; пока люди стремятся к правде, будет существовать и журналистика. Украина во многом незрелое общество с незрелыми властями, «у украинского правительства большие сложности в восприятии плюрализма как концепции и разных точек зрения: это было очевидно во время Порошенко и, мне представляется, что правительству Украины по-прежнему очень сложно воспринимать др. точки зрения; некоторые политики и журналисты вообще не воспринимают жителей Донбасса за людей — теперь это меняется, но очень медленно». 

По мнению журналистки Le Monde Сильви Кауфманн, медиа часто не слышат людей, потому и нет доверия. Ассоциации журналистов могут быть недемократичным инструментом; если правительство занимается или намерено создает такие ассоциации [что актуально для современной Украины, — авт.], то это может быть тревожным знаком. Жизнь в условиях репрессий сводится в конце концов к вопросу гражданского чувства и гражданского мужества.

Павел Викнянский выступил в обсуждении, отметив, что Украина — «один из полигонов, образцов постполитической «странной реальности», когда под как-бы-демократией скрываются очень изобретательные формы экспериментов с обществом», сейчас вот «обновленная, креативная, очень веселая наша власть хочет принять закон о дезинформации, манипуляции общественным мнением, […] фактически превратить журналистов в идеологических бойцов».

Демократия — это борьба с неравенством

Второй день собрания открыло выступление журналиста, аналитика Ватикана Марко Полити. Насилие возможно везде и в любое время, изоляция и ненависть, национализмы могут привести общество к самоубийству, нам всем следует быть бдительными, как предупреждает Папа Франциск: недопустим любой, даже нечаянный компромисс с нацизмом, гитлеризмом — это мировоззрение, от которого нужно отказаться. Интеллектуал рассказал о «5 ранах» современности: растущее неравенство, новое рабство (тяжелый труд, секс-рабство), миграция, «3-я фрагментированная мировая война», состояние окружающей среды. Нужно не забывать, что демократия — это борьба с неравенством, которого в мире становится все больше. Отметим, что Бильдербергский клуб обсуждает экопроблемы, но отнюдь не неравенство и популизм.

Директор Стокгольмского института переходной экономики Торбьорн Беккер на экономической панели форума рассказал, что согласно VDem Liberal democracy index все страны переходной экономики повысили свои показатели. Относительно же пресловутой «скандинавской модели», то она состоит в системе надежного социального обеспечения, балансе между налогами и сервисами.

Ученый-экономист Юрий Романенков озвучил, что если макропроизводительность не растет, то рост доходов у кого-то может быть только за счет снижения дохода у другого (единицы измерения производительности — нет, можно мерять только ее рост, да и никто, как выразился докладчик, до конца не понимает, как функционируют деньги и кредит). Таким образом, ключевой вопрос роста экономики — это рост производительности и научно-технический прогресс. Ведет ли хайповая цифровизация к увеличению производительности — кстати, не доказано.

Вызов Европы: как отвязать Левиафана от его нынешнего национального фантазма и привязать к человеку-гражданину?

Первым в рамках панели «Почему мы нуждаемся в глобальном европейском пространстве» слово имел председатель Шведского института внешней политики, член Королевской академии наук Швеции, бывший Исполнительный директор Нобелевского фонда Михаэль Сульман. Он подчеркнул, что чем больше коррупции, тем больше неравенства, тем меньше доверия, а это в контексте общеевропейской солидарности, например, подтверждается ситуацией с Грецией, где речь, к сожалению, идет о спасении не Греции, а франко-немецких банкиров. Важнейшим фактором развития Европы остается ключевая страна Запада — США, их «роль в ЕС — как роль Троцкого в Октябрьской революции».

С блестящей речью выступил философ с мировым именем, эксперт Студреспублики Михаил Минаков, который акцентировал внимание на политическом воображении, стоящим за универсализмом. Универсализм основан на воображении того, что Европа — это часть мир-системного центра. Начало этого центра связано с идеей глобального мира и практикой глобального разграбления. Европа конца XVIIIXIX вв. создает политическое воображение, которое отвечает и за универсальные права человека, и за первые империалистические геноциды. Прогресс, который несла Европа с ее метрополиями в Лондоне, Париже, Петербурге и Вене, по меткому выражению Грибоедова, было «барабанным Просвещением против дикой свободы». Регулярное государство Запада несло на своих штыках стройные ряды европейской военщины, администрации, права и культуры. Если когда-то государство с его политическим воображением появилось из необходимости выживания, но уже в ХIХ-ХХ вв. оно оказывается основным средством уничтожения людей. Так политическое воображение Запада и универсализм состояли в противоречивой связи.

После Второй мировой войны Запад радикально переосмысливает свой универсализм. В поствоенном мире — после Второй мировой и первой холодной — представлялось, что Европа ХХІ в. станет временем и пространством без войны и с верховенством права. Но в конце второго десятилетия текущего столетия понятия «мир», «международная дружба», «межкультурная коммуникация» уходят на второй план, на место которых приходят «безопасность», «стены», «закрыть»…

Поэтому глобальная Европа в будущем, настаивает философ, — это меньше собственно политической Европы и больше практического универсализма. Право, справедливость и равенство должны и практиковаться, и быть в центре политического воображения и на европейском, и на азиатском, и на африканском континентах.

Любое государство — Левиафан. Опыт Европы показывает, что этот демон приносит больше блага и меньше вреда, если он надежно посажен на цепь. Впрочем, для европейского универсализма остается проблемой ответ на вопрос: как отвязать Левиафана от его нынешнего национального фантазма и привязать к человеку-гражданину?

«Если не мечтать о лучшем мире, то его и не будет»

Значительная часть второго дня события была посвящена презентации проектов, разработанных участниками/цами Advanced School, уже 2 года, как реализуемой командой Школы.

Алаверды к проекту по защите исторического центра Томска высказал лидер республиканце Полтавщины Олег Слизько, сообщив про реализуемую с помощью республиканцев инициативу «3D-Полтава» по увековечиванию утраченной архитектуры путем ее оцифровки через архивные фото, и пожелав участникам/цам проекта накопить социальную энергию и самим идти во власть, чтобы уже с этой позиции оберегать и развивать свой город. Александр Щерба, один из лидеров республиканцев, в свою очередь соотнесся с представленным проектом перезагрузки антивоенного движения.

Закрывая форум, Джек Ханнинг вспомнил прекрасные слова Вацлава Гавела, что «если не мечтать о лучшем мире, то его и не будет». А Лена Немировская отметила, что «времена особенно непростые, но они, наверное, всегда непростые, для типа людей, которые сидят в этом зале», в такие времена очень важно не потерять достоинство.

Республиканцы также имели возможность насладиться прекрасным Берлином, особенно его архитектурой, молодежным духом, социальными достижениями и великолепной инфраструктурой. Особо запомнится марш-бросок во время кофе-брейка к могилам философов — гениального Гегеля и великого Фихте, а также незабываемая ночная прогулка через знаменитый парк Тиргартен к Бранденбургским воротам, зданию Бундестага и Мемориалу павшим советским воинам.

 

Про IV международный форум «В поисках утраченного универсализма»
Про III международный форум «В поисках утраченного универсализма»

Про II международный форум «В поисках утраченного универсализма»