Site icon Студреспубліка

Философские смыслы

photo_2017-05-26_16-32-08-1Современный мир ставит перед демократией как новые, так и, казалось, хорошо забытые вызовы: появление сильных ксенофобских, расистских и гомофобных движений в странах Западной Европы, скатывание к элементам авторитаризма в Восточной Европе, экономическая нестабильность, Brexit и другие центробежные силы. В муниципалитете Торрекабальерос испанской провинции Сеговия прошел семинар «Sapere Aude: истоки правосознания», организованный Ассоциацией школ политических исследований при Совете Европы совместно с Фондом Valsain.

Участники и эксперты из Украины, Польши, Беларуси, Кыргызстана, Молдовы, России и других стран в течение 5 дней обсуждали современное состояние и ближайшее будущее демократии, прав, свобод, демократических институтов в странах Европы. Республиканцы также принимали активное участие. Подробно – далее.

«Мы говорили «демократия» и думали, что это только выборы», — произнесла на открытии семинара, проходившего с 22 по 26 мая 2017г. основательница Школы Лена Немировская, акцентируя внимание на важности содержания и глубокого понимания сути демократии и свободы. Понимание — основное ожидание от семинара, которое озвучили многие участники. В попытках озвучить и понять ключевые процессы и вызовы прошли все выступления экспертов с последующими дискуссиями в зале, на кофе-брейках и в неформальной обстановке.

«Моральные, правовые и политические аспекты свободы» — тема I дня

Д-р Альваро Хиль-Роблес, соорганизатор мероприятия, президент Фонда Valsain, комиссар по правам человека Совета Европы (1999-2006гг.), открыл сессионные выступления темой «Можно ли прийти к демократии без ценностей». Он рассказал о сложном пути его родной страны от франкистской к современной демократической Испании. Умение прощать — важнейшее качество для народа, стремящегося вырваться из пучины внутреннего противостояния, стремящегося создать общество уважения и справедливости. Умение прощать — качество, особенно важное и крайне необходимое украинскому народу в это сложное время.

Современная Европа столкнулась с рядом вызовов, ставящих под удар демократию. Люди потеряли понимание важности демократических ценностей. После II мировой войны казалось, что авторитарные режимы окончательно падут и станут невозможны. Однако некоторые страны объединенной Европы и сейчас применяют авторитарные, антидемократические методы в своей политике. В т.ч. Венгрия премьер-министра Орбана, действия правительства которого могут повлечь за собой применение ст. 7 Договора о Европейском союзе — приостановление прав, в частности права голоса в Совете Европы. Нельзя пытаться править, закрывая рты, подавляя мысли других. Некоторые страны вопреки принципам ЕС вводят границы, мешая передвижению беженцев. В Германии поджигают приюты для беженцев и рисуют свастики. В странах Западной Европы возникают сильные ксенофобские, расистские и гомофобные движения: например, в Великобритании, Германии, Голландии, Франции. Brexit — движение, которое разрушает Европу: постаревшее население решило закрыть Великобританию, молодежь в отчаянии.

Слова «демократия» оказалось недостаточно. Ценность не в записях в Конституции и законодательных актах. Ценность — то, что в сердцах и реализуется в действии. В Европе стали забывать о ценности солидарности. А вообще, этика — важная ценность в политике, без нее в политику приходят только с целями обогащения. Достоинство людей и свободное общество — бóльшие ценности и богатство, чем материальный достаток и личный успех.

Следующую сессию профессор Мадридского университета им. Карлоса III, экс-министр юстиции Томас де ла Куадра-Сальседо озаглавил так: «Права, свободы и ценности в виртуальном пространстве». Рассуждая о правах в цифровом мире, профессор напомнил о следующих важных законодательных актах: Декларация о цифровых правах в интернете (Италия), Закон о цифровой республике (Франция), Хартия фундаментальных цифровых прав (Европейский союз). Правовое регулирование нового мира формируется на наших глазах, но инерция и косность традиционных государств тормозит этот процесс.

Первую послеобеденную сессию открыл Алексей Макаркин, политолог, первый вице-президент Центра политических технологий. Рассматривалась тема: «Российские политики после президентских выборов 2018г.». Эксперт ожидает сильный диссонанс от отличия повестки основного кандидата в президенты от реальных интересов граждан. Алексей акцентировал внимание на процессе перехода российского общества от апатии к раздражению. Одной из причин является отсутствие широко анонсированного для внутренней аудитории «заката Запада». Авторитарная модернизация потребляет огромные ресурсы и не позволяет догнать передовые страны, все больше углубляя отставание. Но реформаторская альтернатива получит шансы быть востребованной: существует возможность перелома тренда, когда власть окончательно окажется без денег.

Заключительную сессию первого дня провел российский политический аналитик Александр Шмелёв с круглым столом «Цивилизация и культура». Участникам было предложено персонифицировать понятие «цивилизация». Задача была групповая: каждая группа представила свое видение. Часть участников представила цивилизацию в женском образе, часть в мужском, часть в общечеловеческом — без явных гендерных признаков, наполнив образ всевозможными атрибутами, показывая разнообразие в развитии человечества, в стремлении к развитию и будущему, не зацикливаясь на тех или иных традиционных элементах персонификации.

«Мировой порядок и вне его» — тема II дня

Второй день семинара открыл Александр Гессель, руководитель Дирекции по политическим вопросам Совета Европы, с темой «Глобальные институты: вызовы, кризисы и пути выхода». Совет Европы — первая панъевропейская организация. Если Европейский Союз создавался, в первую очередь, в экономических целях, то Совет Европы — ценностная организация, которая создавалась в 1949г. на руинах Европы. В 1950г. была подписана Европейская конвенция по правам человека, был пройден долгий путь к тому, чтобы она стала по настоящему действенным инструментом, документом прямого действия. Два кита проекта «Европейский Союз» — мир и благополучие. Вера в то, что последующие поколение будут жить лучше, сильно поколебалась в Европе в 1990-х — 2000-х, когда начались уже заметные экономические и военные кризисы. Появились сомнения в благополучности будущего, ощущение уязвимости в Европе. Такой документ, как Европейская конвенция по правам человека, сейчас принять уже невозможно – такая возможность была только после войны.

Затронул г-н Гессель и тему конфликта в Украине. ОБСЕ и Совет Европы были созданы для предотвращения конфликтов или их разрешения на начальном уровне. Механизм разрешения украинского конфликта известен – т.н. «Нормандский формат», но это формат старой Европы. К конфликту же в Украине привели недальновидность политиков, игры с демократией, нестабильность и неправомочность институтов власти. В 2010г. Президент Янукович изменил Конституцию, с чем был не согласен Совет Европы. Такое отношение к конституции и государственным решениям разрушает веру в институты власти, что приводит к протесту, Майдану. Институты должны быть крепче, конституция должна объединять, быть договором, ее нельзя менять так просто. Нормандский формат – попытка решить проблему без институций, посему попытка неудачная.

Следующий доклад был от Хариндер Сехон, представительницы Международного фонда «Вивекананда», Индия. Хариндер рассказала об Индии и ее силе в глобальном мире. Коснулась, казалось, далеких для ее страны европейских и мировых проблем: Донбасса, Крыма, Сирии и других проблемных регионов на карте мира. Отдельно отметила, что в Индии уживаются абсолютно разные сообщества, отличающиеся по национальному, религиозному и прочим признакам. Например, сама Хариндер Сехон, принадлежащая к народности сикхов, составляющей менее 2% от общего состава населения страны, абсолютно комфортно себя чувствует в Индии, сикхи имеют все возможности для жизни и развития. Когда СССР пал, Индия чуть не стала банкротом – была на грани экономического и финансового коллапса из-за сильной зависимости от Советского Союза. Страна выбрала путь либерализации экономики и получила средний темп роста экономики – 7% в год. Сейчас Индия входит в БРИКС, чья совокупная экономическая мощь очень большая. Президента США Дональда Трампа индийская экспертка охарактеризовала как фактор нестабильности в международной экономике и политике. Сравнивая Индию и Китай, преимуществом Индии назвала относительно молодое население – 60% населения моложе 35 лет. Основные задачи для Индии в экономике: провести модернизацию и техническое переоснащение. А сейчас Индия уже становится глобальным производственным центром.

После обеда второго дня журналист, экс-депутат Госдумы Андрей Захаров и историк Василий Жарков поведали о «калининградском мальчике» — Иммануиле Канте. Автор трактата «К вечному миру» не видел рациональных обоснований войны. Считал, что мирный договор не должен содержать предпосылок, предполагающих возможность и условия новой войны. Мир должен быть установлен – важная задача, которая стоит перед человечеством.

Вечер этого дня завершала эстонская политологиня Кадри Лиик с темой «Российское влияние на внутреннюю политику Запада». По ее мнению, Москва хочет отказаться от многих элементов мирового порядка, которые сложились после окончания «холодной войны», используя парадигматическое противостояние и гуманитарные интервенции. Европейский Союз, в это же время, столкнулся с внутренними разногласиями и кризисами: можно ли иметь общую валюту без общей фискальной политики, миграционная политика, центробежные силы – дискуссия Кэмерона о референдуме как верх безответственности. На лицо «несовместимая троица»: демократия, суверенитет, глобализация – одновременно можно иметь только два параметра из трех.

Конфликт в Украине может быть решен глобальными инструментами. Вопрос: какая конфигурация европейских или евразийских глобальных форматов создаст лучшие условия для решения украинского конфликта. При этом во взаимоотношениях Запада с Россией, по мнению, г-жи Лиик вопрос Крыма, скорее всего, будет вынесен за скобки. При этом в Европе не видят эффективных политических лидеров в Украине и надеются на коммуникацию с украинским обществом. Но в украинском обществе есть серьезный перекос в ультраправую сторону в худших формах.

«Правосознание и социальные практики» — тема III дня

Третий день начал Эмиль Паин, генеральный директор Центра этнополитических и региональных исследований, с докладом «Нации и демократия». Согласно социологическим исследованиям, в Украине доверяют только армии и церкви, государственной власти не доверяют. В страны с низким уровнем доверия к государственной власти не то, что внешние инвестиции не приходят, в них свои субъекты не вкладывают. Гражданские ценности не приходят с демократией, они формируются до демократии. Эксперт отметил очень высокий уровень негативной консолидации общества в Украине, узкий круг доверия у общества, герои быстро возникают и быстро гаснут.

С темой «Гибридное, коррумпированное, зарегулированное: академическая дискуссия об источниках неэффективности правительства России» выступила социологиня Элла Панеях. По ее мнению, в России сейчас гибридный режим: авторитарный режим с демократическими инструментарием. У государственных институтов есть формальные функции, выполняющие часто декоративную роль. В то же время, у этих институтов есть реальные функции, часто непубличные. Например, Госдума имеет формальную законотворческую функцию. Реально же основные процессы, происходящие в этом учреждении — это распределение бюджетных денег и борьба кланов. Гибридный режим в значительно большей степени способен к трансформации по сравнению с классической персоналистской диктатурой. Путинский режим имеет имитационный характер: имитируется диктатура, консервативное православие, социальное государство, демократические институты.

В России столько коррупции, сколько обычно бывает в государстве, которое в два раза беднее России. Режим генерирует гораздо больше, чем требуется, необязательных правил, что приводит к чрезмерной зарегулированности всех процессов. Многие процессы в государстве и обществе имеют высокую инерцию и накопительный эффект. И чем дальше, тем сложнее их контролировать. Россия уже не может удерживать внутренний статус-кво и двигается с нарастающим напряжением к президентским выборам.

«Этика и ценности» — тема IV дня

Лев Гудков, директор знаменитого «Левада-Центра» говорил о массовом сознании русского народа в 2017г. сквозь призму революции 1917г. Социолог затронул коллективные представления о прошлом, которые «вроде позвонков, которые скрепляют общее тело» народа. В середине 90-х стало понятно: транзит советского тоталитаризма во что-то «демократическое», «нормальное» не удался. Стоит обратить внимание, что в российском обществе почти полностью отсутствует интерес к событиям 1917г. А власть относится к приближающемуся юбилею крайне противоречиво. Бытуют следующие основные взгляды на Февральскую революцию: 1) произошел заговор элит во главе с Алексеевым, разрушивший Российскую империю; 2) февраль не имеет значения – это только подготовка Октября. Гудков считает, что только Февраль можно назвать революцией, ибо произошло свержение монархии, установление республики, были попытки начать серьезные политические, конституционные реформы, изменение самого строя.

Вся конструкция советского времени держалась на 3-х символических событиях: Великая Октябрьская социалистическая революция — начало открытия Нового мира, новая эпоха, переломный момент; День Победы и полет Гагарина в космос как торжество науки и техники СССР. Главное событие постепенно сдвигалось с ВОСР ко Дню Победы как к триумфу системы, оправдывающей в т.ч. и репрессии как необходимое условие подготовки к войне и мобилизации.  

Следующим участники семинара услышали лорда Роберта Скидельского, члена Палаты лордов (Великобритания), размышлявшего в своем выступлении об этических аспектах роботобудущего человечества.

После обеда четвертого дня о личных свободах и демодернизации на постсоветском пространстве говорил украинский политический философ, президент Фонда качественной политики, эксперт Студреспублики, профессор Михаил Минаков. Он заметил, что авторитаризм в современной России — не уникальное явление. Во всей Восточной Европе личные свободы под угрозой исчезновения. Как политические, так и экономические. Казалось, что Беларусь — единственная европейская, постсоветская страна, где происходят потери личных свобод. Ее называли последней тиранией, последней диктатурой Европы. И мы к этому привыкли. Оказалось же, что это первая постсоветская диктатура, если не считать среднеазиатские страны. Затем начались авторитарные процессы в России. Затем начались авторитарные попытки в Украине. После — в Венгрии и Польше. Во всех этих странах происходят потери личных индивидуальных свобод. Более того, эти потери поддерживаются населением, они легитимны. Политическая культура постсоветских, посткоммунистических народов изменилась. Фактически требуется снова вернуться в 1991г. и снова отстраивать мир Восточной Европы, чтобы не допустить войн и диктаторов.

Но инвестиции в экономику войны восточно-европейского региона растут с огромной скоростью, армии увеличиваются, перевооружаются, и с 2014-го льется кровь. Вполне возможно, что Донбасс — только первый шаг, и в дальнейшем возможны новые надрывы и новые войны. И если в глобальном масштабе идет процесс модернизации, то в нашем регионе — демодернизация. Политические элиты воспринимают модернизацию как ремонт: дорог, инженерных сооружений и пр., что является неверным представлением. Модернизация всегда системна и связана с институтами, а не с персоналиями. Очень важный элемент модернизации — это образованность, больше знаний, больше готовность доращивать эти знания. И в какой-то момент общество приходит к экономике знаний.

«Свобода как самооснование» — тема V дня

В последний сессионный день оппозиционный российский политик Владимир Рыжков в своем выступлении отметил, что с начала 80-х ХХ в. до 2008г. в Западном мире наблюдался почти непрерывный экономический рост: казалось, будущее либеральной демократии безоблачно. В начале никто или почти никто не обсуждал кризис демократии. Однако, на сегодняшний день ощущается разочарование экономическими трудностями, которые приняли затяжной характер. Люди чувствуют недоверие к политикам, а раз политики — демократы, то к демократии и либерализму.

Если заглянуть в историю ХХ в, в межвоенный период 1919-1939гг. почти во всей Европе господствовали фашистские, полуфашистские, авторитарные режимы, доминировали идеи антисемитизма, милитаризма и пр. Это был мейнстрим, «дух времени». В 1945г. все кардинально поменялось. Появился новый мейнстрим: демократия, права человека, либеральные ценности. А когда в конце ХХ в. пал Советский Союз, казалось, у авторитарных режимов нет будущего. И вот новый мейнстрим — упадок демократии. В России, Украине, Америке, Голландии, Франции и др. странах появляются значительные силы, идущие на авторитарной волне. Freedom House дает такие цифры: в 72 странах из 200 идет процесс упадка демократии, а если брать демократические страны, то в каждой второй. Современный дискурс — это не столько кризис демократии вообще, сколько кризис именно либеральной демократии. Либеральная демократия по Фукуяме — это учение о личной свободе и суверенитете народа. Это «двойная звезда»: народовластие и свобода. Свобода может быть и в абсолютистском государстве, а народовластие в авторитарном. Изобретение Запада — либеральная демократия: и народ правит, и свобода.

Для того, чтобы принцип народовластия не доводился до крайности, в Западном мире выработались т.н. «5 цензоров», ограничивающих народ от падения в тоталитаризм:
1) культура и традиции: какие бы социальные катаклизмы не происходили, нельзя строить новое, отметая все старое, отметая преемственность;
2) право и моральный императив: свобода и естественные права человека ни при каких случаях не должны попираться, ни тираном, ни народом;
3) плюрализм и автономия гражданского общества: сложность общества и защита его свобод через Конституцию и посредством представительного органа, парламента;
4) защита от тирании: применение практических принципов через механизмы выбора элит и отстранения их от власти;
5) разделение властей: создание системы сдержек и противовесов в обществе и власти.

Владимир Рыжков считает, что кризис, который переживает в современном мире либеральная демократия, далеко не первый, подобные кризисы известны со времен Аристотеля. Интересно, что ни одна устойчивая либеральная демократия (>50 лет непрерывного существования) с 1945г. не была опрокинута. Политик делает вывод, что либеральная демократия и в этот раз возьмет верх в мире.

 

 

 

Программа семинара была дополнена прогулками по древней Сеговии и столице Испании — Мадриду, а также активными обсуждениями темы и многих актуальных проблем современной мировой политики со спикерами и участниками в свободное от лекций время.