13 апреля при участии Лидера Студреспублики Павла Викнянского
Все сошлись во мнении, что нужно восстанавливать единство православия, иначе оно может утратить свои позиции доминирующей религии в стране.
В своем докладе архиепископ УАПЦ Иоанн (Модзалевский) назвал вызовом украинскому православию обновление Украинской греко-католической церкви с приходом нового главы Святослава (Шевчука). «Современное православие нельзя признать полностью конкурентно способным по отношению к новым реалиям в жизни УГКЦ», — считает архиепископ. Кадровый потенциал, учебная база и качество образования православия желают лучшего, кроме того, оно ослаблено расколом. По мнению докладчика, миссионерских усилий высших церковнослужителей недостаточно, чтобы переформатировать конфессиональную карту: «УПЦ, УПЦ КП и УАПЦ нужно вести эффективный диалог, как для объединения в будущем, так и для минимизации противостояния уже сегодня», — уверен владыка Иоанн. Он надеется, что рано или поздно, опираясь на ту или иную модель выхода из церковного кризиса, будет обретено единство. Содокладчик руководитель отдела информации и связи с общественностью Киевской Епархии УПЦ, протоиерей Петр Зуев также надеется на урегулирование религиозных проблем, но настроен не столь оптимистично: «Есть несколько моделей обретения единства, но все они пока маловероятны». По мнению отца Петра, основой для объединения может стать православное учение о церкви, а не та или иная идеология, даже если она будет приближена к православному вероучению. Обрести единство можно одним способом: отказаться от абсолютизации канонических средств и сосредоточиться на содержании церковной жизни. А начать нужно с двух вещей: желания и готовности прощать и просить прощения, и желания по-новому, в свете христианского предания, а не политики, вести диалог. Епископ Евстратий (Зоря), глава информационного управления УПЦ КП, также подчеркнул, что для преодоления разногласий необходим диалог между оппонирующими церквями: «Если бы политики не вмешивались, мы давно бы договорились и нашли общий язык на церковной почве». Также он подчеркнул, что единство было утрачено из-за вопроса статуса. «Первое тысячелетие церкви было связано с борьбой вокруг истины и веры. Второе тысячелетие характеризуется борьбой за власть, авторитет, влияние, территории», — отметил епископ. И добавил, что тяжело быть вселенски православным вне контекста культуры, нации, традиции. Национальные вопросы характерны не только для украинской, русской церквей, но и других, к примеру, греческой. Нового главу УГКЦ священнослужитель также считает вызовом для православия, но, скорее, позитивным. По мнению представителя пресс-службы УПЦ Василия Анисимова, в последнее время отмечаются положительные тенденции в отношениях церкви и государства. Оно перестало вмешиваться во внутренние дела церкви, закончилась пропаганда раскольничьих идей. «Надеемся на партнерские отношения и взаимоуважение между церковью и государством. Но важно, чтобы усилия для объединения осуществлялись внутри церкви, а не на общественно-политическом уровне», — подчеркнул выступавший. И добавил, что если бы диалог между церквями продолжался без политических установок, он бы уже привел к хорошим результатам. Экс-глава Госкомитета по делам религий и миграции Александр Саган согласился с докладчиками, что разъединенное православие — ослабленное, противостояние снижает авторитет церкви в обществе. Количество православных верующих за десять лет уменьшилось. «В 2000 году было 53% правосланых, в 2010 — 51%. Можно предположить, что тенденция к уменьшению сохранится», — поделился данными эксперт. Связано это с недостатком образовательных заведений и воскресных школ, низким качеством образования и моральным авторитетом клира. При этом пока сохраняется высокое доверие к православию. Чтобы его не потерять, нужно преодолеть разделение и разработать стратегию развития украинской православной церкви. Денис Денисов, заместитель директора украинского филиала Института стран СНГ, поделился своими данными: по результатам недавних социальных исследований, украинское общество секулярно, глубоко верующих всего лишь 3% населения. Но это характерно не только для Украины. По мнению профессора Валентина Якушика, хорошо, что начался откровенный разговор на сложную тему. И нужно, чтобы он продолжался, чтобы нашлись действенные формы решения проблем. «Чтобы объединиться, нужно преодолеть проблемы, которые разъединяют. А это проблемы с распределением ресурсов и статуса, внутривидовая борьба и межличностные противоречия, различия мировоззрения», — рассказал специалист. В Украине существует внутренний ментальный заказ на разделение, поведал проректор Киевской духовной академии Владимир Бурега. Объединительные инициативы сверху не находят поддержки у народа. Повлиять на ментальность людей может только церковь путем проповедей, но путь этот долгий и тяжелый. Что касается церковного разделения, то оно, по мнению Буреги, как правило, было выгодно власти. «Сегодня рассуждая об объединении, нужно делать упор на внутреннее преображение церковной жизнь, вспомнить, что церковь – это, прежде всего, евхаристическая община, для которой единство — это естественное состояние», — подчеркнул эксперт. В своем выступлении координатор связей с партнерами клуба «Анахарсис» Александр Левченко коснулся вопроса церковного статуса. По мнению эксперта, главное — единство, а статус — это внутренние дискуссии между клиром. Но объединение требует невероятных усилий. «Не вижу путей объединения, кроме как через всеобщее покаяние к восстановлению вселенского православия», — предположил Левченко.В свою очередь председатель Русской общины Украины Константин Шуров считает проблемой то, что любая сила, приходящая к власти, бросается в искушение создания национальной церкви. Церковные иерархии в этом вопросе занимают не отстраненную позицию. «Скорее всего, от мужественности ответа на этот вопрос церковных иерархов будет зависеть позиция власть предержащих на Украине», — предполагает эксперт.