Site icon Студреспубліка

Коррупция – побочный эффект отсутствия веры в Украину

18 апреля в Киеве ЦСКП (Украина) провел дискуссию на тему «Коррупция в России и в Украине: уровень, причины, борьба или имитация», в которой активное участие принял политический менеджер Студреспублики Александр Щерба

Все участники круглого стола признали, что коррупция является большой проблемой в украинском обществе. Она всеобъемлющая и пока непобедима. Эксперты проанализировали ее истоки и попытались найти способы борьбы с этой проблемой.

«Все признают, что у нас в стране есть коррупция, но никто не знает, как с ней бороться», — охарактеризовал сложившуюся ситуацию докладчик, генеральный директор Центра социально-экономических исследований «Диаматик» Юрий Гребенчук. По его словам, международные эксперты констатируют, что боремся с повсеместным мздоимством мы очень плохо. В России ситуация практически такая же.

Среди причин коррупции эксперт назвал исторически сложившуюся традицию и менталитет, не отделенность власти от бизнеса, нечеткие законы и то, что в руках чиновников сосредоточен слишком большой объем власти. Также влияет монополизм и олигархичность экономики. В разных странах решают проблему по-разному: к примеру, четко отграничивают функции власти, оптимизируют тендерное законодательство, придумывают что-то еще. Победить коррупцию в Украине, по мнению Гребенчука, можно, только нужно действительно этого захотеть.

По мнению директора Центра политического анализа «Стратагема», эксперта финала Студреспублики-2011 Юрия Романенко, коррупция приобрела характер рака, который разъедает ткань общества. Основная причина «болезни» в странах постсоветского пространства — сословный характер структуры общества. «В нем функция милиции, например, это не охрана общественного порядка, а извлечение прибыли с той позиции, которую занимает представитель профессии в иерархии общественных отношений», — пояснил эксперт. Между различными сословиями постоянно происходит обмен привилегиями и ресурсами. Поэтому решать проблему коррупции нужно, исходя из сословности общества. Сталин пресекал коррупцию путем перетряхивания, сносил пласты высшего и среднего руководства. Нам придется действовать подобным образом, считает эксперт: «Нужно не увольнять руководство милиции, а всех разогнать и набрать заново. Революционные изменения необходимы».

«Коррупция — не только украинское и российское, это всемирное явление, — подметил исполнительный секретарь общественно-политического объединения «Украинский форум» Георгий Крючков. — Но по масштабам и распространенности наша страна уникальна. Коррупция пронизала наше общество, захватила парламент, суды, поразила все сферы, уровни управления и обслуживания». Во многом проблема, по мнению эксперта, связана со сложившейся политической ситуацией и неэффективностью управления. Олигархи управляют всем. Обещания, в частности, отделить бизнес от власти, не исполняются. Причины также в гнилой кадровой политике, низком уровне оплаты труда. Чтобы преодолеть коррупцию, нужна политическая воля власти. Эта политическая верхушка, считает эксперт, не в состоянии это сделать.

По мнению члена экспертного совета Фонда стратегической культуры Виктора Пироженко, нужно посмотреть на роль взятки в разных культурах и государственных устройствах. Не везде она несет негативные последствия. В постсоветском государстве взятка является неким механизмом компенсации за несовершенство управления на госуровне. В таком случае борьба с коррупцией без улучшения системы администрирования неэффективна. К преодолению коррупции нужно подходить системно. Пироженко привел пример США, где коррупцию в высших эшелонах власти преодолели, легализировав лоббирование интересов бизнеса в парламенте. «Победив коррупцию на верхушечном уровне, теми же методами ее не преодолеть на низовом уровне (в ЖЭКах, медицине, милиции), поскольку у нее разные причины», — считает эксперт.

«Коррупция есть везде, в любой стране, — согласился Сергей Куницын, депутат Верховной Рады Автономной Республики Крым. — Нельзя ее победить, пока не работают законы». Для решения проблемы необходима жесткая политическая воля самых первых лиц государства, которые заставят всех, в первую очередь государственных служащих, исполнять законы и, как следствие, общество последует их примеру. По мнению Сергея Владимировича, нужны новые законы и их исполнение, политическая воля, жесткий политический спрос, неотвратимость наказания. Без этого не будет ничего.

По мнению Александра Щербы, одного из лидеров Студреспублики, расцвет коррупции обусловлен многими причинам и без политической воли, направленной на решение вопроса, взяточничество практически не может быть искоренено. Одна из причин, которые лежат на поверхности – это неадекватные зарплаты чиновников, по сравнению с уровнем ответственности и доступу к государственным ресурсам. Чиновниками движет мотивация искать способы и методы, как заработать, ведь есть возможности принимать или блокировать решения. Соблазн пойти на преступление велик. Система контроля со стороны общественности не создана. Решение этого вопроса связано с необходимостью пересмотра всего перечня государственных функций, кардинального сокращения количества чиновников и значительным увеличением их заработных плат. Также серьезная проблема, по мнению Щербы, — моральная. Чиновники не верят в будущее нашей страны и решают лишь свои сегодняшние материальные проблемы, невзирая, что подрывают систему, на которую они работают.

С тем, что коррупция стала нормой жизни и по-другому не получается, согласился Владимир Лупашко, шеф-редактор Международного агентства деловых новостей. Общество диктует такие правила, при которых сложно не быть вовлеченным в систему мздоимства и казнокрадства. «Если ты честный, то бедный. Если бедный — тебя презирают. И это ведет к плохому», — считает эксперт. Он также придерживается мнения, что даже с такой всеобъемлющей коррупцией можно и нужно бороться. Сделать это можно в том случае, если будут действовать законы, и все будут их придерживаться.

«Коррупция — это системное явление, бороться с ней, приняв пару законов, бессмысленно, — поделился заместитель председателя Украинского общества русской культуры «Русь» Евгений Мартыненко. — Крупный капитал правит государствами. Разделения власти во многих странах тоже практически нет, к примеру, в Германии, Италии». При Сталине коррупции практически не было, во времена СССР тоже мало. «Основной ключ к ее появлению — шара в 90-х годах, когда массово раздавали заводы и предприятия. Эта шара привела к тому, что пришел к власти определенный класс людей», — рассказал эксперт. По его мнению, чтобы кардинально решить проблему, нужны новые люди, которые стремятся не обогатиться, а изменить мир, систему. У нас таких пока нет.

По словам эксперта Украинской ассоциации евроатлантической интеграции Бориса Рудницкого, тема коррупции активно развивалась в советские времена, когда распределялись дачи, пайки и прочие блага. В наше время она только усугубилась, выходит за рамки восприятия. «Народ готов к самосуду, когда мажоры убивают людей, а их отпускают, не видя состава преступления. Правоохранительная система превратилась в клан, не подконтрольный никому, у нас за взятки решается абсолютно все», — подчеркнул эксперт. Тем не менее, бороться со взяточничеством можно. Положительный пример, по словам Рудницкого, подает Белоруссия. Там взяток нет, поскольку все, и милиция, и медики, и чиновники боятся нарушать правила.

Деньги правят миром и закон тут бессилен, чиновники следуют этому принципу, считает Анатолий Гуцал, советник директора Национального института стратегических исследований при Президенте Украины. Во всем мире происходит расслоение общества. Внедрение рыночных отношений в систему государственного управления ведет к коррупции. Борьба с ней стала реальным рычагом влияния на элиты стран. Процесс стал политическим, искоренение взяточничества заканчивается, когда цена вопроса достигает определенной цифры. Антикоррупционные законы позволяют расторгать договоры, блокировать счета и т.д. «Какой выход? Я не верю в политическую волю, скорее всего, процессы будут внешне обусловлены», — поделился эксперт. Элита должна понять, насколько она ущербна и подвержена различным влияниям, тогда возможен обратный процесс, либо будут революционные потрясения.

По мнению главы ВОО «Правозащитная организация «Спільна Мета» Руслана Бортника, решить проблему поможет гражданское общество и модернизация, к примеру, внедрение механизмов электронного правительства. Помогут СМИ, общественные организации, которые будут разоблачать случаи коррупции. Процесс борьбы с коррупцией, по мнению эксперта, не может быть быстрым. Нужно прививать обществу, где десятилетиями взяточничество является привычным явлением, чувство непринятия коррупции.

«Коррупция — это не плохо, зачастую от нее может быть польза, — оригинальную мысль высказал Андрей Мишин, директор Государственного института семейной и молодежной политики. — С ней не нужно бороться, ею нужно управлять». Это очень давнее явление, обычай дароприношения существует с древних веков, возникновение непосредственно коррупции связано с развитием капитализма. Самое плохое в мздоимстве и казнокрадстве то, что они изменяют социальную систему государства, ведут к разрыву между бедными и богатыми, могут привести к лудократии (режим власти бандитов). Мишин считает, если контролировать богатых и бюрократов, можно говорить о пользе коррупции: она не дает государству быть инертным, двигает прогресс.

Борьба с коррупцией должна вестись, — подытожил экономист Александр Дудчак. — Но это не изживаемая зараза, она будет в каждом обществе». Все выступают за борьбу с взяточничеством, это аксиома, как и то, что все пекутся об экологии. Но в данное время, по словам эксперта, под программу преодоления мздоимства выделяются большие деньги. Нужно помнить не только об опасности коррупции, но и об угрозе различных действий против государственной власти, к которым могут привести благие намерения.